02.04.2013 00:41
Экономика

Иностранцам упростят процесс инвестирования в Россию

Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №12 (890)
В правительство внесены поправки в Закон N57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", подготовленные ФАС России.
Читать на сайте RG.RU

- Поправки являются логическим продолжением тех инициатив ФАС России, которые были приняты в 2011 году?

Армен Ханян, начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России: Да, уже тогда были сокращены виды деятельности, имеющие стратегическое значение в понимании закона N57-ФЗ. Это прежде всего было продиктовано нашей наработанной практикой применения закона и реализовано на основании соответствующих поручений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. В частности, деятельность по эксплуатации радиационных источников, осуществляемой хозобществами в гражданском секторе экономики, для которых такая деятельность не является основной, нынче выведена из-под действия закона.

Ранее приобретение иностранными инвесторами акций (долей) либо совершение иных сделок в отношении таких обществ требовало предварительного согласования Правкомиссией.

Также поправки касались вывода из-под действия закона тех организаций (иностранных инвесторов), которые контролируются гражданами - налоговыми резидентами РФ, не имеющими иного гражданства. Думаю, что это был правильный шаг, так как закон направлен на обеспечение обороны страны и безопасности государства при участии иностранного капитала в уставных капиталах стратегических хозобществ.

Хотелось бы отметить еще один момент - либерализацию экономики. Так, закон исключил необходимость предварительного согласования сделок, осуществляемых международными финансовыми организациями, участником которых является Российская Федерация. Их сегодня 12, и они утверждены распоряжением правительства РФ. К примеру, это Международная финансовая корпорация, ЕБРР, МБРР, Евразийский банк развития, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и другие.

Хочу обратить внимание на тот факт, что установление контроля в понимании N57-ФЗ имеет свои нюансы. Оно отличается в зависимости от стратегического вида деятельности. Изначально закон выделяет хозобщества, осуществляющие пользование участками недр федерального значения от других стратегических обществ. Если в отношении "обычных" стратегических хозобществ одним из критериев контроля признается приобретение пятьдесят плюс одна акция, то в отношении недропользователей он составлял десять процентов и более.

Поправками 2011 года пороговые значения недропользователей были изменены с 10 до 25 процентов.

Все, что я перечислил, является результатом выверенной и разумной либерализации нашего закона.

Конечно, инвестиции играют важную роль в экономическом развитии страны. Но, говоря о необходимости увеличения притока иностранных инвестиций, нельзя забывать, что речь идет о вливаниях в хозобщества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае иностранные инвестиции в такие хозобщества должны проходить определенный контроль, и имеющийся инструментарий позволяет нам осуществлять его в полной мере. Такая практика существует во многих развитых странах, например во Франции, Германии, Японии и США.

- По каким видам деятельности поступают ходатайства?

Ханян: Чаще всего от хозобществ, осуществляющих деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (3-й и 4-й групп патогенности); деятельность по эксплуатации радиационных источников, обращению с ядерными материалами, распространению и техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, издательскую деятельность; деятельность субъектов естественной монополии, недропользователи и другие.

Количество ходатайств существенно сократилось в отношении хозобществ, осуществляющих деятельность по использованию шифровальных (криптографических) средств, в связи с исключением из-под действия закона банковской деятельности. Это, конечно же, упростило осуществление иностранных инвестиций в банковскую сферу, что неоднократно подтверждалось участниками этого рынка.

- Какие нормы закона по-прежнему являются избыточными, затрудняющими приток иностранных инвестиций?

Ханян: Вопросы обеспечения обороны страны и безопасности государства при привлечении иностранных инвестиций стоят особняком, поэтому любые предлагаемые поправки должны быть выверены и взвешены со всех сторон: как с точки зрения либерализации, так и уточнения некоторых положений. Нужно искать нужный баланс, ориентированный прежде всего на развитие.

В настоящее время нами в соответствии с поручениями Правительственной комиссии подготовлен ряд очередных поправок к закону N 57-ФЗ, которые и являются логическим продолжением дальнейшего совершенствования законодательства об иностранных инвестициях. Это, например, предложение исключить из стратегических видов деятельности деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством продуктов питания. То есть на сегодняшний день с учетом практики применения закона нам видится, что отнесение деятельности по производству сыров, кисломолочных продуктов, соков, хлебобулочных изделий, пива и т.д. к стратегическим видам нецелесообразно. На функции контрольного органа в этой сфере (Роспотребнадзор) никто не посягает.

Кроме того, предлагается исключить необходимость предварительного согласования сделок иностранных инвесторов, которым уже принадлежит 75% и более акций (долей) недропользователей, а также внутригрупповые сделки в отношении таких стратегических обществ. Также хотим предоставить возможность по просьбе иностранных инвесторов продлевать срок действия выданного ранее решения о предварительном согласовании сделки. Представьте ситуацию: ходатайство рассмотрено и выдано решение. У решения есть срок, в течение которого можно осуществить сделку. В срок совершить сделку по ряду причин не успели. В действующей редакции иностранному инвестору нужно заново собирать весь пакет и подавать заново, что, поверьте, порой долгий и трудоемкий процесс. Теперь будет достаточно с их стороны письменного обращения с изложением сути вопроса, объяснения причин несовершения сделки в срок. Дальше процедура, думаю, будет идентична рассмотрению ходатайства.

- Для иностранных инвесторов будет создана функция "одного окна"?

Ханян: Изначально это и было заложено в сам закон. Там говорится, что иностранному инвестору не надо бегать по разным федеральным органам власти и собирать необходимые заключения, позиции и мнения и т.д. Есть уполномоченный орган - это ФАС России, и иностранным инвесторам достаточно подавать ходатайство с соответствующим перечнем документов нам. А ФАС уже анализирует эти материалы, запрашивает мнения, позиции, проводит проверку, подготавливает необходимую информацию и вносит в Правкомиссию для принятия решения. Более того, ФАС оформляет и направляет заявителю информацию о решении, принятом Правкомиссией. Поэтому классическая схема "одного окна" реализована со дня вступления закона в силу.

- Какие санкции предусмотрены к недобросовестным покупателям акций?

Ханян: Прежде всего сделки, совершенные с нарушением требований закона N 57-ФЗ, ничтожны. Во-вторых, в 2011 году в КоАПе отдельно прописали статью 19.8.2, в которой предусмотрены достаточно высокие штрафные санкции за непредставление ходатайств - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей, уведомлений - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, сведений (информации) - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Штрафные санкции не исключают нашу обязанность обращаться с исковыми заявлениями в суд для признания сделок, совершенных в нарушение требований закона N 57-ФЗ, недействительными. У нас таковые уже были, и практика показывает положительный тренд.

Инвестиции ФАС