Несмотря на то, что перевозчики якобы сами просили о возможности безналичной оплаты, первые итоги ее внедрения оказались неутешительными. Например, в компании "Питеравто", которая является одним из крупнейших перевозчиков на всем Северо-Западе, отложили ввод новой прогрессивной системы оплаты с помощью "электронного кошелька" - проездного билета "Подорожник" - более чем на месяц. Перевозчики выставили комитету целый ряд претензий, по которым в конце концов был подписан протокол разногласий. По словам президента холдинга "Питеравто" Леонида Бондаренко, в документе, который предлагалось подписать, недостаточно полно были проработаны юридические и технические вопросы, связанные с передачей дорогостоящей техники.
Большинство разногласий сегодня снято. Город закупил около 10% валидаторов "на подмену" и установил гарантийный срок их эксплуатации в 12 месяцев. Далее ремонтом и обслуживанием "электронных кондукторов" будут заниматься сами перевозчики. О том, что новая система постепенно завоевывает популярность, свидетельствуют цифры. Так, по данным комитета по транспорту, если в сентябре - октябре прошлого года этой услугой в месяц пользовалось около 40 тыс.человек, то в январе 2013 года уже 156 тыс., а за 28 дней февраля - 170 тысяч. Таким образом, только по итогам февраля безналичным способом оплаты проезда в "коммерческом" транспорте было выплачено порядка шести миллионов рублей.
Основной проблемой внедрения новой системы по-прежнему остается не технический, а человеческий фактор.
- Основная проблема - организация обработки платежей и обучение персонала, - поясняет операционный директор холдинга "Питеравто" Александр Паю. - Большая проблема с приемом платежей возникает до сих пор на маршрутах с разной тарифной ставкой. Чтобы провести оплату, водителю требуется набрать на валидаторе довольно сложную комбинацию - шесть цифр. Это существенно замедляет процесс приема оплаты и не слишком удобно для водителя.
При этом перевозчики не скрывают, что новая система оплаты не слишком удобна для водителей. Поэтому в большинстве маршруток считывающие устройства спрятаны от глаз пассажиров и предъявляются только по требованию. В комитете по транспорту подчеркивают, что при отсутствии валидатора пассажир имеет право ехать бесплатно, поскольку отсутствие прибора для безналичной оплаты - это проблема перевозчика, а не гражданина. Однако на практике водители просто вынуждают остальных пассажиров требовать оплаты: "Пока все не заплатят - не поедем". В таких случаях и перевозчики, и чиновники призывают петербуржцев жаловаться. А если водитель заявляет, что валидатора у него вообще нет, это может означать, что на линию вышли незаконные перевозчики.