02.04.2013 10:40
Экономика

"РГ" выяснила, как заманить промышленников в сельские районы

Почему в индустриальных парках Воронежской области остается немало свободных площадок
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронежская область)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №70 (6046)
Из четырех индустриальных парков (ИП) в Воронежской области успешно развиваются два - под Воронежем. В "государственном" ИП "Масловский" строят большие заводы, в частной "Перспективе" - логистические и производственные предприятия среднего и малого бизнеса. В Боброве и Лисках под парки отданы старые промзоны, а с возможными новыми резидентами пока ведутся переговоры.
Читать на сайте RG.RU

Проанализировав ситуацию в этих "точках роста", в регионе попытались ответить на вопросы, почему "идеальным инвесторам" так сложно подобрать площадки в индустриальных парках и как заманить промышленников в сельские районы.

- Основные преимущества ИП - готовый земельный участок, точки подключения к инженерной инфраструктуре, получение региональных льгот. Казалось бы, выгоды безусловные. Однако в последнее время наши предложения не вполне отвечали ожиданиям инвесторов, - отметил руководитель "Агентства по инновациям и инвестициям" Воронежской области Игорь Лотков. - Например, мы объехали несколько площадок с представителями серьезной машиностроительной компании и не нашли, куда можно перенести их производство. Да и руководство промпарков не проявило должного энтузиазма, как будто таких инвесторов - море!

Похожая загвоздка возникла с проектом известной зарубежной фармацевтической фирмы. Непреодолимых препятствий вроде бы нет, но инвестору хочется запустить производство в экологически чистом месте, вдали от других заводов.

- Первым резидентам "Масловского" предоставляли полную свободу в выборе участка. А потом получилось, что между электротехническим и приборостроительным заводами встал асфальтобетонный - и "испортил" остальным санитарные показатели, - пояснил Игорь Лотков. - С другой стороны, в ту же Масловку просятся предприятия пищепрома, которых асфальтовый завод почему-то не смущает.

Директор управляющей компании ИП "Масловский" Владимир Чуфенев подтвердил, что принять ряд резидентов без расширения территории уже нельзя (хотя заполнено лишь 70 процентов парка). Проблемы с непредвиденным соседством, по его словам, подчас возникают из-за того, что некоторые инвесторы слишком долго обдумывают решение о входе в парк. За это время облюбованный участок занимает кто-то другой.

- Проектировщики не предусмотрели место для прокладки коммуникаций, трансформаторную подстанцию построили далековато. Локальные очистные сооружения мощные, на полторы тысячи кубометров стоков в сутки, а по факту пока образуется 50-70 кубов. Такая же недозагрузка у водозабора. Из-за этого инженерные сооружения сложно эксплуатировать, да и тариф приходится искусственно понижать. Надеемся, когда предприятия заработают на полную катушку, ситуация выправится, - отметил Владимир Чуфенев.

Резидентам дали было зеленую улицу: одни права, никаких обязанностей. Но выяснилось, что содержание и благоустройство огромной территории парка возложить не на кого. Не слишком привлекла бизнес и возможность централизованного подвоза и питания работников, которую пыталась организовать УК.

Бизнесу проще переплатить, чем ждать, пока муниципалитет войдет в целевую программу и подведет к участку коммуникации

- В итоге в Масловку ходят "левые" маршрутки, а едят многие сотрудники "на коленке", - добавил Владимир Чуфенев. - Но по мере развития мы, думаю, придем и к столовым или киоскам с едой, и к собственной АЗС с шиномонтажом, и даже к парикмахерской.

В ИП "Перспектива" резиденты сразу покупают участок с инфраструктурой и юридическим адресом и хозяйничают там по своему усмотрению - нанимают охрану, договариваются о доставке еды из соседних населенных пунктов, вывозят мусор на полигон.

- Договором предусмотрено, что они будут убирать свой участок и подъездные пути, но сейчас мы этого не требуем, - сообщил гендиректор управляющей компании этого парка Александр Енин. - Некоторые компании приобретают землю не только в ИП, но и рядом - под строительство жилья. Конечно, не все складывается легко, но такова специфика экономики. Вот дефицит электричества намечается. Мы можем построить газотурбинную или газопоршневую станцию, но законодательством это не предусмотрено!

В 2012 году о желании создать промпарк заявил ряд муниципалитетов - предполагая, что это станет хорошей приманкой для инвесторов. В Бобровском районе одну площадку зарегистрировали официально: 370 свободных гектаров, есть газопровод и дороги, мощная электроподстанция, неподалеку железная дорога между Поволжьем и Украиной и трасса М-4 "Дон". Но водопровод проходит только по северной границе зоны, и дальнейшую прокладку сетей местный бюджет без помощи региона не осилит.

- Инвесторов пугает и удаленность от Воронежа - 90 километров. Мол, сложно будет подобрать квалифицированный персонал, - признал начальник отдела инвестиций администрации района Александр Фокин. - Мы развиваем социальную инфраструктуру, чтобы сократить отток населения, сберечь трудовые ресурсы для будущих предприятий. Училища Боброва готовы открыть новые специальности, если будет заказ. Рассчитываем придать статус промпарков еще двум территориям: 500 гектаров под переработку сельхозпродукции и 47 - под многофункциональный придорожный центр.

По мнению директора по сертификации Ассоциации индустриальных парков России Максима Паздникова, идея размещения ИП в районах сама по себе интересна. Но, по опыту, невозможность сразу же подключиться к инженерным сетям становится для инвесторов значительным препятствием:

- Бизнесу проще заплатить лишнее, чем три года ждать, пока муниципалитет войдет в какую-нибудь целевую программу и подведет к выбранному участку коммуникации.

В Каширском районе мечтают о нестандартном агропромышленном ИП. Проект обрисовал гендиректор крупной компании, которая выращивает в основном картофель и лук, Игорь Алименко:

- В центре - крупный оптово-распределительный центр на 200-250 тысяч тонн единовременного хранения. Там аккумулируется и фасуется плодоовощная продукция фермерских и личных подсобных хозяйств, расположенных в радиусе 70 километров. Актуально ли это, судите сами: только один ретейлер в 2011 году продал в России 1,1 миллиона тонн овощей "борщевой пятерки", из них 750 тысяч - импортных. Потому что крупных производителей овощей в стране всего пять, это около ста тысяч тонн в год. А 95 процентов продукции выращивают на огородах, откуда ее нельзя просто сдать в сетевые магазины - объемы малы. Создать кооперативы, как в Европе, не позволит ментальность нашего фермера, а сдавать овощи в оптовый центр - пожалуйста. Чтобы обеспечить качество продукции, нужны хорошие семена, средства защиты растений, технологическая поддержка. И все это можно тоже организовать в индустриальном парке. Напрашивается цех глубокой переработки продукции, площадка для утилизации отходов, постоянно действующая аграрная выставка с возможностью полевой демонстрации ноу-хау...

Уже подобран участок - 500 гектаров на границе с Новоусманским районом в 30 километрах от Воронежа, справа от трассы "Дон". Бюджетный эффект должен составить несколько десятков миллионов рублей. Потенциальные инвесторы - крупные ретейлеры - проект изучают. Но просят подтвердить госгарантии, преференции и дать четкие технические условия.

Прямая речь

Александр Ереничев, директор ИП "Орел":

- Частные промпарки поставлены в неравные условия с государственными. Последние финансируются из бюджета, куда поступают налоговые отчисления от резидентов. А частник все делает за свой счет. Федеральным законодательством не урегулировано содержание общей территории в индустриальных парках. Для покрытия этих издержек нужно предусмотреть возврат частным ИП некоторой доли налоговых доходов от резидентов.

Вячеслав Борисов, гендиректор управляющих компаний ИП "Папивино" и "Ступино-2" (Московская область):

- Иностранные инвесторы очень тщательно выбирают площадку для размещения производства в России. Детально вычисляют трудовой потенциал региона: сколько в округе школ, сколько учеников с пятого по девятый класс, многие ли из них имеют средний балл выше четырех и учат, скажем, немецкий язык... Характерный пример: на завод в Чехове возят людей из Тульской области, так как в Подмосковье рабочей силы не хватает.

Инвестиции Воронежская область Центральная Россия