Такие выводы содержатся в аналитической записке "Эксперт РА", представленной на ежегодной конференции "Будущее рынка доверительного управления". По данным агентства, 70% участников рынка в качестве приоритета своего развития на ближайшие годы называют именно ЗПИФы, а рост этого направления может обеспечить приток банковских активов. УК могут предложить банкам недорогую "упаковку" продукта и качественный менеджмент, в то время как кредитные организации обладают развитыми каналами продаж. "Ставка на ЗПИФы понятна, это характерно для компаний, у которых нет возможности использовать нормальные рыночные инструменты. К тому же это элемент налоговой оптимизации, способ уменьшить налог на прибыль", - сказал управляющий директор по доверительному управлению УК "Промсвязь" Алексей Ищенко.
Что касается страховых активов, как отметил замгендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев, "все уповают на развитие страхования жизни", в прошлом году этот сегмент вырос в полтора раза, что также связано с банковскими каналами - прежде всего рост был обеспечен страхованием жизни заемщиков. Он напомнил, что минфин осенью увеличил лимит передачи страховых резервов под управление УК с 20 до 50%. Потенциал нового рынка в "Эксперт РА" оценивают более чем в 300 млрд руб. По базовому сценарию агентства, темпы прироста ЗПИФов в этом году составят 30-35%, страховых активов - 30-40%.
Однако пока только 20% участников рынка называют страховые активы своим приоритетом. По мнению гендиректора УК "Ингосстрах-Инвестиции" Фарида Юнусова, сегодня нет реальных предпосылок для значительного роста ни ЗПИФов, ни страховых денег в общем объеме активов УК. С ним согласен и гендиректор "Доверительной инвестиционной компании" Олег Мазуров - по его словам, прогнозы очень часто построены на экстрополяции существующих тенденций. Между тем страховщиков сегодня ничего не стимулирует увеличивать долю в ДУ - одно лишь повышение планки минфином не работает, сказал эксперт. "Драйверы роста должны быть рыночными и подкрепляться реальным спросом. Незаслуженно забыт корпоративный сегмент: я думаю, что с этими деньгами надо работать. Сегодня они в основном лежат на депозитах под высокие проценты, но эти проценты, скорее всего, будут снижаться", - отметил Мазуров.
Поиск новых источников роста на рынке ДУ связан в первую очередь с ожидаемым сокращением притока пенсионных денег - из-за сокращения накопительного элемента с 6 до 2% и уменьшением числа клиентов НПФ. Как считают аналитики, пенсионный сегмент вряд ли будет расти, хотя по-прежнему вносит заметный вклад в рост рынка - общий объем пенсионных траншей в 2013 году, по оценкам "Эксперт РА", составит 400 млрд рублей. В качестве приоритета своего развития НПФ назвали 64% участников рынка, однако проблема сегмента - это очень высокая концентрация: по данным агентства, более чем 90% рынка управляют топ-15 компаний. "Концентрация на рынке управления пенсионными деньгами действительно очень велика, и я думаю, что такая ситуация сохранится. Она связана с аффилированностью фондов с теми, кто деньги дает. Понятно, что основные фонды созданы при крупных финансово-промышленных холдингах", - сказал Фарид Юнусов. Он добавил, что из-за законодательных изменений в систему, безусловно, будет приходить меньше денег, что заставит управляющих искать более конкурентные продукты. Клиентов, по словам Юнусова, интересуют продукты либо с сохранностью средств, либо с гарантированной доходностью.
Павел Самиев обратил внимание на то, что в структуре рынка стагнирует доля открытых и интервальных ПИФов (ОПИФ и ИПИФ). Розница не развивается и вряд ли будет развиваться в ближайшее время - только треть УК называют этот сегмент в числе приоритетов развития на 2013 год. "Сотрудничество с банками - единственная возможность для управляющих "перезапустить" розничный сегмент. Без фундамента в виде розницы рынок будет и дальше зависеть от изменений в нормативной базе и поведения крупнейших игроков", - отметил Самиев. Впрочем, некоторые участники рынка настроены оптимистично - так, гендиректор УК "Уралсиб" Юрий Белонощенко считает, что розница вырастет, и достаточно сильно. По его словам, "Уралсиб" уже сегодня зарабатывает на рознице две трети своих доходов - что неудивительно, так как УК имеет надежного партнера в лице одноименного банка. Впрочем, по словам Белонощенко, основания для оптимизма заключаются в том, что банки в целом сегодня научились эффективно продавать ПИФы, накопилась определенная база знаний и методик. "Можно даже сказать, что накапливается определенная культура, и думаю, что количество перерастет в качество", - отметил эксперт.
Банкиры, в свою очередь, подтверждают заинтересованность в развитии сотрудничества с управляющими и поиске кобрендинговых продуктов. По словам управляющего директора банка "Траст" Григория Варцибасова, банки ищут возможности по максимуму использовать свои каналы продаж и, соответственно, ищут новые продукты. В них заинтересованы и клиенты, которые хотят диверсифицировать свои накопления и не держать их только на депозитах.