Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании Omnicomm
Все эти меры направлены на обеспечение контроля пассажирских и грузовых перевозок, а также на повышение безопасности на транспорте.
На первый взгляд обязательное введение тахографов должно в первую очередь положительно отразиться на отечественных производителях систем мониторинга транспорта, однако, по словам самих участников рынка, поводов для оптимизма нет. Дело в том, что с введением госрегламента на выпуск таких приборов учета, большинство производителей вынуждены переориентировать производство с высокотехнологичного оборудования широкого назначения под конкретные приборы, чтобы соответствовать требованиям.
Обязательное оснащение транспорта системами мониторинга давно и с успехом применяется на Западе, поэтому у большинства экспертов не возникает сомнений по поводу целесообразности внедрения таких новшеств, однако вопрос о том, насколько корректно будет работать весь этот механизм в условиях действующего российского законодательства остается открытым.
Сегодня российский рынок систем мониторинга транспорта - один из немногих инновационных секторов экономики, активно растущий не только в объемных показателях, но и технологически. По оценкам экспертов, его общий объем в 2012 году составил не менее 12 млрд рублей, а ежегодный темп роста удерживается на уровне 30-40%, что соответствует уровню развития многих инновационных отраслей США и Европы. Бурному развитию рынка способствовали не только широкие меры господдержки и активное внедрение систем мониторинга в госструктурах и на муниципальном общественном транспорте, но и высочайшая востребованность сервисов мониторинга в бизнесе.
Можно с уверенностью сказать, что после мобильной связи и Интернета, мониторинг транспорта на базе ГЛОНАСС/GPS стал одной из самых успешных российских инноваций, попав на благодатную почву реальных проблем страны - бескрайних просторов, плохих дорог и не слишком дисциплинированных водителей. C учетом того, что только прямые потери транспортных компаний от простоев техники и хищений топлива составляют 25-30% затрат на ГСМ и доходят до миллионов рублей в год, неудивительно, что большинство владельцев коммерческой техники крайне заинтересованы во внедрении систем мониторинга в своих автопарках. Набирают популярность и интеллектуальные транспортные системы (ИТС) крупнейших городов, объединяющие управление общественным транспортом и дорожной инфраструктурой. На фоне постоянного роста автопарка и высочайшей стоимости строительства новых транспортных путей в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, ИТС является относительно недорогим способом повысить пропускную способность городских улиц, что обеспечивает значительный интерес муниципалитетов к таким системам.
Большинство компаний, работающих на российском рынке мониторинга, считает, что ежегодный рост в 40-50% продолжится в течение ближайших четырех-пяти лет. Причем произойдет это как в случае экономического роста и, как следствие, продолжения программ господдержки ГЛОНАСС, так и в случае спада, заставляющего бизнес сильнее экономить и активнее внедрять необходимые для этого технические средства. Кроме того, значительный импульс рынку придадут обязательное оснащение системами мониторинга пассажирского транспорта и автомобилей, перевозящих опасные грузы, а также внедрение на легковых автомобилях системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
Участники рынка сходятся во мнении, что в последние годы меняется и качество решаемых при помощи систем мониторинга задач. От контроля целевого использования транспорта и борьбы с хищениями топлива, фокус смещается к комплексным системам управления ведомственным транспортом (например, МВД и МЧС) и контролю работы общественного транспорта и техники муниципальных служб в рамках муниципальных внедрений. В бизнес-сегменте системы мониторинга начинают активно использоваться для управления эффективностью логистических процессов.
Однако устойчивый рост не только не означает отсутствия проблем в отрасли, но и создает некоторые из них. Ключевой проблемой рынка на сегодня является недостаточная продуманность регулирующих его законодательных актов, а также непоследовательность в контроле их исполнения.
Примером этому может служить неоднократно обсуждавшаяся необходимость оснащения пассажирского транспорта системами мониторинга к 1 января 2013 года. Соответствующий приказ минтранса вышел еще в январе прошлого года, однако следующий приказ, регламентирующий технические средства, которые можно для этого использовать, - лишь в июле. Оставшихся шести месяцев оказалось достаточно для того, чтобы системы мониторинга установили наиболее добросовестные перевозчики. Однако их менее добросовестные коллеги ничуть не проиграли, так как соответствующий федеральный закон, устанавливающий ответственность за отсутствие на транспорте, перевозящем пассажиров, ГЛОНАСС-трекеров только-только прошел первое чтение в Госдуме, и когда он будет принят и вступит в законную силу - неизвестно.
Другим примером может служить законодательная база в области оснащения системами мониторинга грузового автотранспорта. В издаваемых в 2009-2011 годах правительством и минтрансом регулирующих документах, требуемое телематическое оборудование абстрактно именовалось "контрольным устройством", что позволяло применять выпускаемые многими компаниями трекеры, соответствующие конкретным требованиям. Но в принятом в середине прошлого года законе N 78-ФЗ и последующих документах вдруг появился термин "тахограф", означающий устройство конкретного типа, весьма далекое по своим возможностям от выпускаемых российскими компаниями трекеров. В результате уже почти год участники рынка находятся в недоумении - какое же именно оборудование им нужно выпускать для установки на грузовой транспорт согласно требованиям закона и техрегламента?
Решением этой проблемы может стать расширение участия экспертного сообщества и участников рынка в разработке законодательства по вопросам мониторинга.
Объединение усилий тем более важно, что в следующем году должно начаться внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" - проекта, по масштабу сравнимого с созданием федеральных операторов мобильной связи, а по сложности и количеству вовлеченных участников - превосходящего все российские телекоммуникационные проекты последних двадцати лет.