Можно ли в 4 года закончить первый класс? Почему при записи ребенка в школу спрашивают про рост отца? Сколько стоит семейное обучение? Об этом корреспондент "РГ" беседует с убежденным противником обычной школы, выпускницей пединститута, кандидатом психологических наук и автором методики раннего развития детей Натальей Бабич.
Наталья, ведь у вас самой дочка в 4 года уже закончила первый класс?
Наталья Бабич: Да. Когда появилась дочь, мне было очень интересно наблюдать, как развивается ребенок, как усваивает информацию. Картинки, книги, разговоры - и получилось, что к 1 году и 8 месяцам девочка знала все буквы. Дальше - больше, по сути я ставила эксперимент на собственных детях. Как известно, интеллектуальный потенциал ребенка формируется до 6 лет. У нас в этом возрасте принято только кормить детей. А моя дочка в 2,5 года читала, а к 7 годам уже закончила начальную школу. С сыном было легче. Я ведь учитывала сделанные ошибки. В 7 лет он пошел в 5 класс частной школы.
То есть вы очень рано начали детей учить читать и писать?
Наталья Бабич: Да. Но не так, как это делают в школе. Там на подготовительных отделениях все ученики сначала пишут буквы по клеточкам. Это оченьтрудно да и вредно, потому что в дальнейшем тормозит развитие навыков письма. Я придумала другой способ, приемлемый для маленьких.
У меня получилась игра для занятий с маленькими детьми, которая недавно вышла в одном из издательств. В набор входит трафарет с печатными буквами и разные карточки, где написаны слова и буквы.
Я выбрала 60 слов на разные способы прочтения. На другой стороне карточки - картинка того, что написано. Ребенок буквы уже знает, прочитать слово может. Переворачиваем карточку - там картинка, а под ней звездочки. Ищем карточки со звездочками. На них - буквы из того слова, которое читаем. Собираем слово, переворачиваем - а там иллюстрация из сказки. Моя дочка в два года очень любила эту игру.
А в обычную школу ваша дочь ходила?
Наталья Бабич: В пять лет ее взяли в одну известную школу для одаренных. Мы пришли, стали учиться. Смотрю, на месте стоим. После двух месяцев такого обучения предложила перевести дочь на индивидуальный план занятий. А мне намекают: заплатить бы надо. Я удивилась: простите великодушно, за что? На следующий день мне сообщили, что мы больше там не учимся.
В семь лет дочка была готова учиться в пятом классе обычной школы. При записи в одну из школ завуч спрашивает: " У вас ребенок какого роста? А ваш муж какого роста? ...Нет, в пятый класс взять не можем!" Ребенка он в глаза не видел. В итоге пришлось поменять четыре школы. В 15 лет дочка получила аттестат.
Неужели нигде не попался ни один хороший учитель?
Наталья Бабич: Повезло только сейчас, когда нашли школу, где учится сын. Школы меняли потому, что мне не нравится, что там происходит. Мне не нравится, когда орут на детей, когда в ответ на предложение решить задачу двумя способами, а не одним, как требует учебник, дочка отвечала: "Инициатива наказуема!"
Помню, однажды получилось так, что из 28 человек у 17 в ее классе в четверти вышли двойки. Мы с родителями пошли к учителям. Я спрашиваю: "Зачем столько двоек ставить? Ведь двойка это стимул внешней мотивации, а не внутренней". Один премудрый педагог говорит: "Может, за голову возьмутся?" А если нет? Учителя думают, что можно вот так - раз, и всех построить, заставить. Думают, что дети должны учиться. Это учитель должен сделать так, чтобы было интересно учиться.
А ваша-то дочка как училась ?
Наталья Бабич: Неплохо. После школы поступила в ВШЭ на математическое отделение и, кстати, имеет два Кембриджских сертификата по английскому языку. Правда, английский в школе никогда не учила. Всегда занималась с репетиторами.
Получается, семейное образование - очень дорогая вещь?
Наталья Бабич: Да, сопоставимое с расходами на частную школу. Но учеба в частной школе не дает никаких гарантий того, что ребенку будет там комфортно. Мой сын в семь лет пошел в частную школу, в пятый класс. В итоге в первый же год его там избили.Потом выяснилось, что над ребенком не раз издевались. Когда Тимуру исполнилось 11 лет, из школы он ушел. И я в очередной раз взяла инициативу в свои руки. ГИА за девятый класс сын сдал на "отлично". Каждый день к нему приходили частные репетиторы, сейчас ему 14 лет и он сам ходит к ним.
Это школьные учителя или вузовские педагоги?
Наталья Бабич: Разные. Репетиторов я искала на специализированных сайтах в Интернете. По литературе, например, у меня поменялось три репетитора. Одна мне показалась неинтересной, другая была слишком занята собой, а третья устраивает на 100 процентов. Математику преподает выпускница мехмата МГУ.
У меня, к слову, тоже есть ученики, и в последнее время такое ощущение, что детей в школе не учат ни читать, ни считать, ни писать. Второклассники не знают состава числа, не могут решать задачи, а самое главное - не умеют говорить и связно оформить свою мысль.
Одаренные дети вам встречались?
Наталья Бабич: Конечно! Их же сразу видно. Одаренность - это высокий интеллект, мотивация и креативность. Одаренные по-другому выполняют задания, ведут себя нестандартно, у них есть склонность к классификации. Одаренных характеризует удивительная концентрация внимания, сосредоточенность на предмете, невозможность отвлечь от занятия. У одаренного может быть моментальная мыслительная реакция и потрясающая работоспособность.
В обычной школе вам приходилось работать?
Наталья Бабич: Да, но у меня был один недостаток: я ходила только к детям, за что получала упреки от коллег. Сейчас, к сожалению, у учителей очень низкая квалификация. Я согласна с теми, кто считает, что в школу попадают после двойного негативного отбора. В итоге туда идут не всегда умные, не всегда образованные и часто агрессивные люди. Работая на кафедре психологии начальных классов, проводила исследование, которое показало: у 95 процентов будущих учителей начальных классов проявился высокий уровень агрессии. Я была потрясена.
Но, может быть, ребенку в коллективе психологически обучаться все же комфортнее, чем дома?
Наталья Бабич: Один на один - знания глубже. Все вокруг используют затасканную фразу "ребенок должен быть все время в коллективе". Причем то, как его там "утюжат", тоже считается социализацией. Только вот не знаю, что лучше: выправлять сломанный цветок или дать ему окрепнуть, а уж потом проверять на прочность? Пока ребенок не сформировался как личность, лучше враждебной среды избегать. Поэтому я не считаю, что мы многое потеряли, отказавшись от обычной школы.
А как у них?
Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. В США создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы. Ежегодно число "домашних учеников" в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в Австрии, Великобритании, Венгрии, Италии, Норвегии, Польше, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии.