- Регионам очень интересен мировой опыт установления четких критериев отнесения зданий к категории объектов культурного наследия. А также методы воспитания бережного отношения к старине у населения, - говорит Алексей Пьянков, глава министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО).
Благодаря активной позиции бизнеса Свердловская область сегодня входит в первую десятку субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. Обратная сторона медали - рост нарушений в сфере охраны объектов культурного наследия. Так, по данным общественников, в Екатеринбурге - городе, основанном в XVIII веке, - сегодня уже не осталось ни одного здания-ровесника той эпохи. Число строений XIX века тоже стремительно сокращается: из 445 поставленных на охрану уцелели лишь 376. Еще хуже обстоят дела с объектами исторической среды.
Все это - последствия активной застройки центральной части города: она зачастую велась с нарушением законодательства. Факты "случайного" сноса и вторжения в охранную зону памятников при возведении очередного офисного небоскреба или торгового центра неизменно откликались всплеском гражданского гнева. Да и только. И если у чиновников подготовка Екатеринбурга к ЧМ-2018 и ЭКСПО-2020 вызывает лишь положительные эмоции, то у обычных горожан рождает опасения: не лишат ли столицу Урала последних островков истории? Тем более что Союз промышленников и предпринимателей уже выступил за упрощение процедуры сноса при осуществлении инфраструктурных проектов.
Однако не так страшны бульдозеры, как равнодушие. В том же Екатеринбурге довольно много заброшенных исторических зданий. Как показали проверки, охранные обязательства у большинства собственников и арендаторов отсутствуют или не исполняются. Без надлежащего ухода особняки ветшают, становятся местом ночлега бомжей.
Центр Екатеринбурга, улица Сакко и Ванцетти. Дома под номерами 23 и 25, усадьбы купца Лебедева и крестьянина Панова, - памятники деревянного зодчества, объединенные в общий архитектурный ансамбль.
- Проводим центральное отопление, это поможет остановить разрушение зданий. Мы уже осушили подвалы, вынесли мусор, поставили охрану. На восстановление объекта потребуется от трех до пяти лет. Мы пока только в начале пути, - говорит Валентин Шмелев, замдиректора по развитию ГУП СО "Распорядительная дирекция МУГИСО", которое занимается реконструкцией усадьбы. - Этот ансамбль уникален и имеет большое культурное значение. Мы сделаем все, чтобы привести здание в надлежащий вид и сохранить его.
Зачастую арендаторы отказываются ухаживать за историческими зданиями надлежащим образом, ссылаясь на жесткость требований: каждую перепланировку и даже вбитый гвоздь нужно согласовывать. Отчасти такое поведение объясняется слабым контролем и надзором в тот период, когда функции уполномоченного органа в сфере охраны объектов областного и федерального значения исполняло министерство культуры Свердловской области. Напомним, что с 1 сентября 2012 года эти полномочия перешли к МУГИСО.
- На момент передачи функций выявился ряд проблем, существенно осложняющих работу. К примеру, в регионе не было утверждено ни одного подзаконного нормативного акта к областному закону об охране объектов культурного наследия. Фактически отсутствовал учет памятников архитектуры: в единый государственный реестр был внесен только один - "Пассаж", который со скандалом разобрали до фундамента в марте 2012 года, и утверждена только одна охранная зона - у водонапорной Белой башни на Уралмаше. С 2002 года не выявлено ни одного объекта истории и культуры, - перечисляет открывшийся фронт работ заместитель министра Артем Богачев.
В планах ведомства - за год внести в реестр 500 памятников архитектуры, узаконить пять выявленных объектов культурного наследия и подготовить 51 проект охранных зон.
- Для усиления контроля за сохранностью объектов недвижимости, представляющих историческую и культурную ценность, нашей организацией проведены работы по технической инвентаризации и паспортизации более 200 памятников на территории Свердловской области. На каждый памятник мы заводим свое инвентарное дело, которое имеет особый статус формирования, хранения и учета в специальных реестрах. Без этих документов невозможна и дальнейшая работа по реставрации и восстановлению объектов, - поясняет директор СОГУП "Областной центр недвижимости" Денис Конев.
Пристально следят в областном мингосимуществе и за внешним обликом исторических зданий. Так, за январь было выдано 13 предписаний о демонтаже рекламных баннеров, хаотично размещенных на фасадах. По некоторым из этих фактов уже начато административное производство.
- У нас в Германии тоже были проблемы. В середине XX века многие памятники архитектуры оказались разрушены. Но помогло правительство, введя налоговые льготы для частных владельцев, которые покупали полуразрушенные здания и восстанавливали их. Расходы им потом возмещали посредством налоговых вычетов в течение 12 лет, - рассказал руководитель департамента по персоналу, европейским и международным делам министерства образования, науки и культуры земли Тюрингия Вернер Трютцшлер фон Фалькенштайн.
Основной принцип культурной политики во Франции - максимальная доступность такого рода ценностей для населения. По словам Кристиана Оттэна, специалиста главного департамента по охране культурного достояния при министерстве культуры и коммуникации Франции, каждый год в сентябре проходят Дни европейского наследия, когда здания, куда обычно вход широкой публике закрыт, открывают свои двери, причем бесплатно. Это чем-то напоминает "Ночь музеев". Такие мероприятия во Франции посещают порядка 12 миллионов человек. Люди не только удовлетворяют эстетические потребности, но и видят, на что идут их налоги.
России пока еще далеко до того уровня правовой культуры, который демонстрируют страны ЕС. Когда эксперту венского отделения Федерального управления по охране памятников культуры Австрии Вольфгангу Зальхеру задали вопрос, какие "карательные меры" предусмотрены в этой стране в отношении владельцев исторических зданий, он развел руками:
- Штрафы небольшие, поэтому мы их практически не накладываем. К тому же при скромных объемах государственного финансирования нужны дополнительные средства, они есть у собственников. К счастью, 99 процентов из них соглашаются на сотрудничество. Очень важно при этом обеспечить эффективную нормативную базу, чтобы у владельцев зданий не были "развязаны руки". Например, у нас не практикуется снятие с учета памятника, даже если он разрушен в результате пожара. Собирается специальная комиссия и решает, что делать - сносить руины или восстанавливать.
Передать здания на попечение собственникам готовы и свердловские власти. МУГИСО планирует сдавать памятники архитектуры в аренду с условной платой - один рубль за квадратный метр на срок до 40 лет. При условии, что арендатор возьмет на себя восстановление объекта. Но что делать с теми, кто возьмет в аренду или купит "две стены", а потом будет просто дожидаться, пока останки старины сами рухнут, чтобы использовать участок под другие цели, пока неясно. В Пермском крае с этой проблемой уже столкнулись и решили в порядке эксперимента начать изымать объекты. Пока только нежилые и только в малых городах. Владельцам компенсируют стоимость имущества из бюджета либо в результате продажи на торгах.
- Мы четко понимаем, что может изменить ситуацию: неотвратимость закона плюс бережное отношение к культурному наследию, которое надо воспитывать и у чиновников, и у жителей, - говорит Алексей Пьянков. - Если за весь 2012 год в Свердловской области возбуждено всего два дела об административных нарушениях в сфере охраны памятников, то в январе 2013-го к ответственности привлечено уже 12 застройщиков и 11 собственников и арендаторов. На трех объектах приостановлены работы по звонку на "горячую линию". В планах - ежеквартальные выездные проверки соблюдения охранных обязательств. Хорошо, что в последнее время активную позицию заняли горожане и общественники, но мы хотели бы от них слышать не только критику, но и конкретные предложения по совершенствованию системы контроля и надзора.
Владимир Цветнов, директор департамента государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия Министерства культуры РФ:
- Мы будем способствовать тому, чтобы Екатеринбург стал постоянной площадкой для проведения таких конференций. В будущем можно привлекать не только специалистов по охране памятников, но и представителей зарубежных общественных организаций. Иностранный опыт может помочь России выйти на новый уровень в сфере охраны культурного наследия.
Сергей Мирзоян, заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы:
- К сожалению, на федеральном уровне до сих пор не разработаны регламенты, описывающие порядок оформления охранных обязательств, количество и виды документов на разные формы работ на памятниках, критерии, которым должны соответствовать экспертные заключения. В этой ситуации каждый регион вынужден сам заниматься нормативным регулированием. Хотелось бы, чтобы эта практика была учтена Министерством культуры РФ. Мы не должны столкнуться с ситуацией, когда сверху спускается документ, абсолютно не вписывающийся в отлаженную систему.
Главное - при оптимизации избежать избыточности процедур для пользователей. Не надо быть ретроградами: минимум документов и строгий контроль. Только так мы сможем привлечь бизнес. В Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об ужесточении административных мер. В частности, штрафы за уничтожение памятника для юрлиц предлагается поднять до 60 миллионов рублей. Я согласен, что штрафы нужно увеличивать, но надо исходить из реалий: 60 миллионов никто не заплатит.