03.04.2013 00:20
Авто

Социологи: Россияне считают, что на дороге все равны

На дороге VIP-персон нет, считают россияне
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №71 (6047) Российская газета - Столичный выпуск: №71 (6047)
На дороге все равны! У водителей, если они не работают в аварийных и экстренных службах, не должно быть особых привилегий, чиновничьих мигалок или хитрых номеров из "спецсерий". Такое мнение разделяет подавляющее большинство россиян, опрошенных ВЦИОМ.
Читать на сайте RG.RU

Свое исследование ВЦИОМ проводил совместно с НИУ "Высшая школа экономики" и Экспертным советом при правительстве РФ. Опрошены были 1600 граждан из 130 населенных пунктов 42 регионов РФ, а также 1100 водителей из 10 крупных городов в онлайн-режиме и 50 сотрудников ГИБДД из 5 городов - методом "глубинных" подробных интервью. Почва для выводов набралась солидная.

Крайне резко наши люди высказались и в адрес тех, кто позволяет себе нарушать Правила дорожного движения, явно рассчитывая остаться безнаказанными. А сотрудники ГИБДД, с которыми отдельно побеседовали социологи, подтвердили: по нашим дорогам (например, в Москве) сейчас действительно катаются от 20 до 40% "особых водителей", трогать которых инспектору - себе дороже. В регионах чуть меньше - от 2 до 10%. У водителей своя статистика. Четверть говорила, что на тысячу машин приходится как минимум 4 "мигалки", примерно по одной пятой опрошенных называли цифры 4-10, 10-20 и даже 20-100 "особых" авто на тысячу.

Главной причиной плачевной статистики аварий в России россияне считают не дороги, а вторую из извечных бед. 47% сетуют на крайне низкий уровень культуры участников движения. Каждый пятый уверен, что дело в недостаточно жестком наказании для нарушителей, 18% - в неэффективной организации движения. Каждый десятый (11%) винит в авариях отдельных самозваных "VIP-водителей".

Респонденты достаточно остро реагируют на то, что некоторые на дороге "равнее прочих". К числу таких "неприкасаемых" россияне отнесли в первую очередь представителей силовых ведомств (37%), депутатов и их помощников (35%), а также бизнесменов (29%). Глаз у россиян наметанный, и машины подобных суперменов граждане отличают сразу. Главные видовые признаки подобной породы - это наличие особых номеров (отметили 77% ), тонированные стекла (72%). Три четверти автомобилистов уверены: высокая смертность на дорогах сохраняется именно потому, что никто не решился отменить неформальные привилегии для "элиты" такого сорта. Обычная же стратегия поведения у рядового владельца авто в данном случае простая: уступить дорогу наглецу и держаться от него подальше. Так ответили 68% россиян. Но 12% все-таки пытаются бороться - не уступают "хозяевам жизни" дорогу, не дают перестраиваться. Что тоже иногда провоцирует ДТП.

В свою очередь итоги опроса инспекторов ГИБДД мало чем отличались от общегражданского "достали!". Дорожные полицейские честно сказали - да, есть серии номерных знаков, по которым сразу видно, что останавливай не останавливай лихача, наказать его все равно не удастся. И хорошо, если по звонку сверху взыскание не наложат на принципиального инспектора. Гаишники тоже говорили, что многие тяжелые аварии - результат именно безнаказанности привилегированных водителей и их самоуверенности. Сотрудники автоинспекции солидарны с гражданами в том, что серийные номера надо отменять (мнение 84% россиян в целом и 50% автомобилистов). Граждане предлагают также резко увеличить штрафы за нарушение ПДД (68%) и отдельно - для нарушителей с высокими доходами (66%). Среди автомобилистов за подобный "естественный отбор" штрафников высказались 54%. Безоговорочно одобренная 91% россиян мера - запретить нарушителям предъявлять инспектору служебное удостоверение. Ты на дороге, а не на работе. И никому ты здесь не начальник. Понятно тебе или инспектор разъяснит?

Опрос "РГ"
Дороги