05.04.2013 00:10
Культура

"Дубль дв@" представляет фильм Владимира Мирзоева "Человек, который знал все"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №74 (6050)
Форум нашего фестиваля дает много пищи для размышлений. О том, что в хитах оказалась классика и что все модное формотворчество легко перекрыл своими пьесами Александр Николаевич Островский, мы говорили. А с вступлением в конкурс фильмов "Мишень" и "2-Асса-2" выяснилась еще одна истина: ох, как не любим мы правду-матку, да еще брошенную нам прямо в глаза!
Читать на сайте RG.RU

Антиутопия "Мишень" продолжила тенденции наших дней в недалекое будущее - и его портрет устрашил зрителей. И свое негодование они переадресуют от реальности фильму - мол, ужасный фильм: все чистая правда! Нечто подобное и в случае с "Ассой": все ждут повторения прежней энергетики и света в конце туннеля, а получают собственное разочарование в несбывшихся иллюзиях. И тоже многие гневаются на гонца, принесшего дурные вести.

Но - не все. Есть зрители, для которых кино не цех по производству жвачки, а высказывание, адресованное единомышленникам. Они сами прошли путь разочарований, они понимают художника и ему благодарны. Новая премьера - для них.

В борьбу за призы вступает триллер Владимира Мирзоева "Человек, который знал все". Он снят по роману Игоря Сахновского о "староватом юноше", который после попытки суицида обрел мистический дар видеть будущее. Метафора, смысл которой можно трактовать по-разному. Например, так, как объясняет один из смыслов фильма Владимир Мирзоев:

- Страдание, которого было слишком много в ХХ веке и которое никак не прекратится. Незащищенность человека, его обреченность быть жертвой, которая дана ему как бы генетически, становятся его второй натурой. Он ухитряется даже получать от этого извращенное наслаждение и убеждает себя в том, что так живет весь мир. Это наслаждение собственным страданием мне кажется чертой очень типичной и, увы, современной. Из заколдованного круга насилия мы явно не можем выбраться. Хотелось это осмыслить. Наверное, кто-то из зрителей не станет делать глубинную интеллектуальную вспашку, но я на это и не рассчитываю. Собственный зрительский опыт и опыт работы в театре подсказывают, что многие идеи, как семена, имеют свойство прорастать. Человек может воспринять идею поверхностно, на уровне импульса, но если ткань произведения живая, если есть живое зерно, оно постепенно начинает прорастать в сознании. Любое живое искусство входит через уши и глаза и надолго остается в подвалах подсознания, а потом вдруг оживает в наших снах, в мыслях...

На этой картине Владимира Мирзоева наш главный конкурс прервется на уикенд, и пойдет конкурс анимационного кино. В нем собраны работы разных художников, от маститых, как Дмитрий Геллер, до дебютантов из студии оскаровского лауреата Александра Петрова. А на сладкое - внеконкурсный показ фильмов Гарри Бардина.

Зрители о фильмах

"Однажды в провинции"

Родина отправила их на войну. Они остались живы, но война искалечила их тела и души. И как же помогла им родина излечиться, стать полноценными людьми? Тела, конечно, подлатали в госпитале, пообещали новую жизнь. А дальше - беспощадное, беспринципное, безнравственное существование. Мир, где белая ворона тот, кто "рано ложится, не пьет и живет дружно". Удручающе все это. Но это наша с вами родина. Цепляет за душу. Крутил бы этот фильм нашим генералам раз в неделю по понедельникам!

Bob Bober

"Палата N 6"

Карен Шахназаров верен себе, только режиссерский метод стал более изощренным, палитра - богаче и вкуснее для кинематографического гурмана. Еще бы - завербовать такого союзника, как Антон Павлович! Новая лента, на мой взгляд, суть недвусмысленное авторское исследование исторических судеб инакомыслия в новейшей истории России.

Лопухин

Ни школа, ни институт не могли меня заставить читать Чехова. Это сделал Шахназаров, причем "спокойно и методично", и, думаю я, а вдруг настанет время, когда не будет ни тюрем, ни решеток, ни халатов. Нет, я решительно иду в родительскую библиотеку, там Чехов есть! Спасибо актерам, режиссеру и кинофестивалю!

Таня С.

Фильмы К. Шахназарова всегда вызывают у меня целый вихрь мыслей, чувств и ассоциаций. Так было и с "Днём полнолуния", так и сейчас с "Палатой N 6". Безмерно благодарна Мастеру за эти эмоции! Ильин - потрясающий актёр, которому под силу всё, даже игра без слов, одним взглядом!

tata

Наше кино