Для смирения буянов, которые угрожают безопасности полета, планируется разрешить использовать пластиковые наручники и электрошокеры.
Расширить полномочия экипажа специалисты считают необходимым потому, что сейчас только командир самолета имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения. Но в реальных условиях пресекать противоправные действия пассажиров имеют возможность лишь другие члены экипажа и сотрудники службы авиационной безопасности, сопровождающие воздушное судно в полете, поскольку командир ни при каких обстоятельствах не должен покидать кабину судна.
В большинстве случаев нарушение авиационной безопасности на борту самолета обусловлено злоупотреблением алкогольными напитками. С период с 2009 по 2012 годы на рейсах двух ведущих российских перевозчиков зарегистрировано более двух тысяч нарушений со стороны буянов. "Авиакомпаниям надо тщательнее работать с пассажирами и объяснять им правила поведения на борту точно так же, как сейчас объясняют действия в случае аварийной ситуации. Пассажир должен четко знать: если он нарушит эти правила, он будет наказан в соответствии с законом", - отметил замглавы Ространснадзора Владимир Черток.
"Безопасность - эта та сфера, в которой, как говорится, нет пилюли от всех болезней. И вопросы так называемых "беспокойных пассажиров" - так их принято именовать в мировой практике - тоже требуют комплексного подхода. Как и любые другие вопросы в сфере обеспечения безопасности", - отметил он.
"Беспокойные пассажиры" - отнюдь не только российская проблема. Еще 50 лет назад была принята Токийская конвенция, участником которой является и наша страна. Кстати, наше законодательство по части наказания для "воздушных дебоширов" - одно из самых мягких среди членов Конвенции. А командир судна имеет право высадить дебошира на территории любой из стран, над которыми лежит путь, и там наказание может оказаться гораздо жестче, чем у нас.
Кстати
С начала апреля, когда официально стартовал пилотный проект по досмотровым зонам через интероскопы, установленные на 32 вокзалах, было пропущено более 160 тысяч предметов багажа. В ходе досмотровых мероприятий пассажиров, их ручной клади и багажа было выявлено около 150 колюще-режущих предметов различного назначения (наборы кухонных ножей, перочинные и подарочные ножи, кинжалы), более 100 единиц огнестрельного, травматического и пневматического оружия, боеприпасы к ним и один кастет.