08.04.2013 00:28
Общество

Владимир Путин откроет в Амстердаме выставку, посвященную Петру I

Президент России откроет в Амстердаме выставку, посвященную Петру I
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (6051)
Сегодня во время визита в Голландию президент России Владимир Путин посетит выставку о Петре I и откроет после реставрации дом-музей в голландском городке Зандаме, куда Петр прибыл инкогнито с первым посольством учиться кораблестроению. Делегация российских журналистов по приглашению Эрмитажа проехала по экскурсионному маршруту президента.
Читать на сайте RG.RU

Лицо Петра видно чуть ли не с любой точки амстердамской гавани: огромная реклама эрмитажной выставки о нем, растянутая по фасаду многоэтажного здания, позволяет за три километра рассмотреть улыбку, неожиданную нежность взгляда и красоту лица парадоксального императора России.

Перекрестный Год культуры России в Голландии и Голландии в России Амстердам решил праздновать в Амстелхофе. Историки уверены, что когда-то Петр I прогуливался мимо этого здания, а некоторые почти уверены, что заходил в него. Несколько веков пробывший богадельней Амстелхоф в последние годы после реставрации превратился в центр "Эрмитаж-Амстердам". Эта постоянная выставочная площадка императорского музея России стала символом культурного интереса наших стран друг к другу. За три с половиной года после открытия "Эрмитаж-Амстердам" посетили 2 миллиона человек!

- Это очень много, - смеется директор центра Катарина Броерс. - Не забывайте, что Голландия маленькая страна.

Ежегодно Эрмитаж открывает в Амстелхофе две временных выставки. Выставка о Петре, открывать которую сегодня приедут члены королевского семейства и президент России, уже вторая.

- Мы думали, как не повториться, ведь Амстердам уже показывал выставку о Петре в 1996 году, - рассказывает куратор выставки Винсент Боэле. - Нам хотелось показать нового Петра I. И, готовя экспозицию, мы пытались ответить на вопрос, как случилось так, что мы стали вдохновляться друг другом?

Чему-чему, а выставочно-музейному ремеслу, как и дизайну, у голландцев не грех поучиться.

Петр как государь масштабный, смотрящий широко и умеющий видеть через границы, талантливый и жаждущий знаний, не боящийся учиться у соседей - такую личность и судьбу кураторы выставки "овеществили" в сотнях перекликающихся смыслами музейных предметов.

Трость, дневник, часы, камзол, предметы первой царской художественной коллекции (вкус к коллекционированию, кстати, Петру привил бургомистр Амстердама)...

Выставка в Амстердаме замешана и на толике ревности: мол, надо развенчать миф, что Петр I учился строить корабли в Зандаме. Ну чему можно научиться за неделю в Зандаме, ясно, что это произошло за несколько месяцев на амстердамских верфях.

Амстердамцы любят повторять за царем "если Господь даст мне силы и здоровье я сделаю из Санкт-Петербурга второй Амстердам". А на возражение "Петербург-то похож скорее на итальянские и французские города" отвечают: Амстердам был для российской столицы не буквальным архитектурным примером, а образцовым городом по развитию культуры, искусства, образования и толерантности.

Но и зандамцы, быстро раскусившие тайны царя-инкогнито, не хотят терять славу города, первым принявшего царя. В 1697 году они поднесли государю табакерку с надписью "Петру I - от Царьдама".

Царь новизны - Петр оставил нам на долгую историческую память поступки, от которых до сих пор захватывает национальный дух и у нас и у соседей.

Работа своими руками, пусть по самым передовым технологиям XVII века, но все-таки тяжелая, неигрушечная, позволившая дома под злые комментарии шведского короля ("в русском флоте нет ничего русского, кроме флага") абсолютно самостоятельно построить корабли мирового уровня.

А домик-музей Петра в Зандаме, куда он приехал к своему старому знакомцу-голландцу Герриту Кисту, работавшему на воронежских верфях на роскошном окладе "для иностранных спецов", в последние годы оказался в бедственном положении. Музеем он стал давно и всегда находился под покровительством российской императорской фамилии, затем держался на поддержке энтузиастов.

- Когда мы открыли люк в том месте, где должна была располагаться спальня Петра I, архитектор сразу оказался по колено в воде, - вспоминает состояние памятника смотритель домика Фарида Гусейнова.

Несмотря на то что официальное открытие музея после реставрации должен совершить президент России, посетителей продолжали потихоньку пускать внутрь даже во время реставрационных работ, особенно если они из России.

История