08.04.2013 00:42
Экономика

В 12 пилотных регионах РФ введут социальные нормы электропотребления

Текст:  Теймур Абдуллаев
Российская газета - Экономика: Топливно-энергетический комплекс №75 (6051)
Недавно Комитет Госдумы по энергетике обсудил поправки в Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". С чем связана необходимость внесения изменений в этот нормативный акт, рассказал "РГ" первый заместитель председателя комитета Юрий Липатов.
Читать на сайте RG.RU

Юрий Александрович, что принципиально нового предлагается включить в закон об энергосбережении?

В общей сложности планируется более 80 изменений, остановлюсь на самых значимых. Вводится понятие "энергоаудитор"; устанавливается обязанность ведения государственного реестра энергоаудиторов на федеральном уровне; определяется механизм их аттестации, система требований к проведению энергетических обследований, к порядку проверки качества проведения энергетических обследований. Важно, что отчет о проведении энергообследования становится обязательным для составления документом, на его основании составляется энергетический паспорт. Это позволит повысить эффективность проверки качества результатов обследования и данных энергопаспорта.

Конкретизируется перечень объектов, в отношении которых может проводиться энергетическое обследование, основания и критерии для выбора объектов и способов предоставления сведений о потреблении ресурсов. Перечень лиц, в отношении которых предусматривается обязательное проведение энергообследования, дополнен организациями, ответственными за содержание многоквартирных домов.

На правительство возлагаются полномочия по установлению порядка расчета энергоемкости валового регионального продукта, а также иных обобщенных целевых показателей в области энергоэффективности. Их значения подлежат включению в региональные, муниципальные программы. Имеются и другие доработки...

Недавно население во всех регионах ощутило значительные скачки цен за услуги ЖКХ и электроэнергию. Как вы считаете, можно ли приостановить рост цен при помощи прямых управленческих мер? Или вопрос требует более системного решения?

Принятие прямых управленческих мер - мера вынужденная, поскольку на местах не было принято необходимых решений. Все понимают, что бесконечно пользоваться этим механизмом нельзя. Понимание данной проблемы есть у всех. Однако не стоит забывать, что в тарифы закладывается инвестсоставляющая на модернизацию и строительство инфраструктуры ЖКХ.

И здесь хочу остановиться на системе оплаты услуг по энергоснабжению, в том числе коммуналки, при которой будут действовать два вида тарифов - для оптимального и для избыточного потребления. Речь идет о дифференциации тарифов в зависимости от объема потребления в пределах и сверх установленной социальной нормы. Она будет введена в России с 2014 года. Но механизмы введения социальных нормативов и соответствующих расчетных операций должны быть заранее отработаны. Эксперимент с внедрением социальной нормы потребления начался с апреля в 12 пилотных регионах. А 1 июля будут утверждены и введены новые тарифы, которые установят цены на социальный минимум электроэнергии и те объемы, которые его превышают.

Сколько электроэнергии в месяц смогут потребить граждане по "социальной" цене? И сколько будут платить за сверхнормативные киловатты?

Социальная норма пока не утверждена, но речь идет о 75-100 кВт.ч в месяц на каждого зарегистрированного на конкретной жилой площади. По цене электроэнергии сверх нормы есть разные варианты. Естественно, что она будет существенно выше, но в ближайшее время останется регулируемой. Социальная норма будет устанавливаться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Чтобы нововведение было не просто эффектным, но и эффективным, необходимо, чтобы не менее 70% жителей страны могли в эту норму укладываться. Тогда у большинства населения страны будет сформировано положительное отношение к идее экономии. После этого можно понемногу снижать планку. Поскольку оснащение домохозяйств современными бытовыми устройствами постоянно возрастает и нужно следить за уровнем энергопотребления и энергоэффективности этих устройств.

Хочется надеяться, что введение социальной нормы поспособствует сокращению потребления электроэнергии. Будет также решена не менее важная задача - снижение нагрузки перекрестного субсидирования на промышленные предприятия, сельхозпроизводителей, МСБ - то есть тех, кто в настоящее время доплачивает за пониженные тарифы для населения и приравненных к ним категорий потребителей.

Бизнес и эксперты задаются вопросом, почему Россия находится среди отстающих государств по внедрению альтернативных источников энергии?

РФ располагает всеми необходимыми предпосылками для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На Камчатке не ограничены запасы геотермальной энергии, морские побережья перспективны для "ветряков", Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкия и Дальний Восток богаты солнцем, большие лесные ресурсы позволяют развивать биоэнергетику. Россия располагает достаточной научной базой и техническими центрами, в которых разрабатывают новые технологии и технику для ВИЭ. При этом состояние производственной базы по ВИЭ в России находится в стадии развития (солнечная, ветровая и геотермальная энергия), а по отдельным направлениям (приливная и волновая энергия, энергия биомассы) отсутствует вовсе.

Нормативно-правовая база для ВИЭ создана. Но, видно, в нашей стране слишком много нефти и газа...

В последнее время много споров вызывает закон "О теплоснабжении". Расскажите, как идет его доработка, какие ведомственные вопросы до сих пор остаются нерешенными?

Созданная в условиях плановой экономики для страны с холодным климатом система теплоснабжения в России не имеет аналогов в мире по своим масштабам. В системах централизованного теплоснабжения в России производится 44% мирового производства тепла. Система обслуживает 40 миллионов абонентов. ТЭС и котельные в 2011 году использовали 72% от общего потребления топлива в стране. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении - 170 тысяч км.

В системе ЖКХ 60-70% всех платежей занимают платежи за отопление и горячую воду, в некоторых регионах сегодня эта цифра доходит до 80%. Поэтому вопросы цены за тепло и горячую воду перерастают в политическую плоскость.

В рыночных условиях работа системы кардинально изменилась. Возникла новая структура собственности. Крупные генерирующие источники и магистральные сети, как правило, находятся в руках системообразующих компаний. Разводящие тепловые сети и котельные преимущественно остались в муниципальной собственности. Теплоснабжение превратилось в бизнес, от которого требуются доходность и возврат инвестиций. На территориально обособленных рынках теплоснабжения цены регулируются, причем они могут отличаться в разы, распределение тепловой нагрузки между потребителями стало предметом конкуренции и конфликта интересов.

В среднем в стране ежегодно перекладывается лишь 2% сетей, а необходимо как минимум 6%. Крайне высоки потери тепловой энергии на всем цикле.

Закон "О теплоснабжении" принят Государственной Думой и вступил в силу в 2010 году, через 7 лет после принятия законодательства об электроэнергетике. Прошло менее трех лет. За это время закон показал свою нужность и эффективность. В то же время уже за этот срок в него был внесен ряд поправок, и предложения по внесению изменений в закон продолжают поступать. Сейчас почти все подзаконные акты разработаны, большинство из них вступило в силу. Предстоит принять еще несколько базовых нормативно-правовых актов.

Энергетика