Каждый избирательный округ в Индии насчитывает в среднем два миллиона человек. Естественно, управлять такой массой людей довольно трудно. Именно поэтому "день выборов" приобретает в Индии условное значение и растягивается на недели.
"Выборы в парламент проводятся в несколько этапов, хотя это и подрывает основы демократии. Объясняется это тем, что власти готовятся к выборам очень серьезно. Поэтому может получаться так, что в одной части страны выборы прошли, бюллетени опечатаны, результаты неизвестны, а потом выборы проходят в других штатах. В итоге выборы могут занять месяц-два", - рассказал главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Феликс Юрлов. Такая выборная суматоха влечет за собой и другие проблемы, главные из которых - контроль за голосованием и подсчет бюллетеней. И если вторую избирательная комиссия Индии успешно решает, внедряя электронные машины для подсчета голосов, то контроль непосредственно за процессом голосования обеспечить не так-то просто.
Как не допустить повторного голосования местным жителем, придумали еще в 1962 году, когда стали помечать несмываемой в течение трех дней краской указательный палец проголосовавших избирателей. Остальной контроль за чистотой выборов лежит на наблюдателях. В Индии их назначает избирком. Существует две категории наблюдателей. Первые - общие наблюдатели - следят за процессом голосования на участках в целом. Они не могут принадлежать ни к одной из партий и являются сотрудниками местных административных учреждений, мобилизованными для проведения выборов. Другие - госслужащие из финансовых ведомств. Главная их задача - отслеживание использования госсредств.
Наблюдателей от участвующих в выборах партий назначают руководящие партийные органы, закрепляя за каждым конкретные избирательные районы. "Наблюдатели от партий на избирательных участках присутствуют обязательно. Они активно контролируют выборы, у них довольно широкие полномочия, но их роль в избирательном процессе незначительна, - рассказал Феликс Юрлов. - Иногда партийные наблюдатели оспаривают результаты, но это случается весьма редко".
Куда более важная задача для властей - обеспечение безопасности голосования. В прошлые годы нередки были случаи вооруженных нападений на участки и захватов урн с бюллетенями. Несмотря на то что по большей части эту проблему удалось решить, на время выборов для охраны участков до сих пор привлекается большое число полицейских.