08.04.2013 00:41
Экономика

Тарифы на электроэнергию в 2014-2015 годах вырастут на 112 процентов

Российская газета - Экономика: Топливно-энергетический комплекс №75 (6051)
В России необходимо срочно навести порядок с платежами населения за электроэнергию. И одним из путей достижения этой цели может быть привлечение в отрасль частных инвестиций.
Читать на сайте RG.RU

По мнению главы кабинета министров Дмитрия Медведева, проблема платежной дисциплины в последнее время становится все серьезней. Об этом он заявил на специальном совещании по проблемам электроэнергетики, которое состоялось в марте 2013 года. "Проблема была обозначена на заседании комиссии по развитию ТЭК. Все крайне сложно. Ситуация меняется крайне медленно. Проблема остается", - констатировал Медведев.

Прогнозы говорят, что ситуация может стать еще хуже. Так, по оценке минэкономразвития в рамках уточненного "Прогноза социально-экономического развития России на период до 2030 года", тарифы на электроэнергию для всех категорий потребителей в предстоящие 16 лет будут расти более высокими темпами, чем в 2000-2010 годах. В 2014-2015 годах рост цен составит в среднем 112%, а с 2016 по 2030 год - более 140%.

При этом власти отмечают, что рекорды по неплатежам за электричество и газ бьет Северный Кавказ, где общая сумма задолженности превышает 60 миллиардов рублей. Также в регионе завышены нормы потерь электроэнергии в сетях. Если по России в целом норма составляет 15%, то в Чечне и Дагестане она находится в районе 35%, а в Ингушетии доходит до 40%. При этом "потери" являются несанкционированным подключением к сетям, что, по сути, обыкновенное воровство.

Еще один момент, из-за которого многие решаются на незаконное подключение электричества - очень долгие сроки получения разрешающих документов. Однако в этой сфере уже есть некоторые улучшения. В июне прошлого года правительство утвердило "дорожную карту" по упрощению процедуры подключения к электросетям. Документ предусматривает сокращение этапов присоединения к энергоинфраструктуре в два раза, времени прохождения всех этапов по получению доступа к энергосети на 85% (с 281 до 40 дней).

Уже сейчас в рамках "дорожной карты" постановлением правительства увеличена максимальная мощность для льготной категории потребителей со 100 до 150 кВт, а также закреплена возможность предоставления рассрочки платежа за технологическое присоединение на три года для потребителей от 15 до 150 кВт. А сетевые организации обязаны ежегодно до 1 ноября представлять в органы исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение.

Кроме того, утвержден проект типового договора об осуществлении технологического присоединения путем перераспределения максимальной мощности, а также внесены изменения уведомительного порядка ввода в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 670 кВт.

Надо сказать, что потери в сетях - вина не только недобросовестных потребителей. По оценкам экспертного сообщества, нормативный срок эксплуатации на сегодня выработали около 70% всех электросетей страны. При этом продолжительность работы около 60% оборудования составляет 30 и более лет. Одновременно по программе модернизации электроэнергетики России до 2020 года для обновления генерирующих мощностей потребуется около 6,8 трлн рублей. 4,5 трлн руб. необходимо для модернизации электросетевого хозяйства.

Такие суммы, считает большинство экспертов, можно "осилить" только с помощью привлечения инвестиций бизнес-сообщества. В то же время пока крупные проекты как с точки зрения строительства, так и с точки зрения модернизации немыслимы без помощи государства.

При этом частный бизнес, может быть, и хотел бы вложить деньги в электросетевое хозяйство страны. Однако на этом пути возникает сразу несколько проблем.

Одна из них - в окупаемости вложений. Для того чтобы вложения начали приносить прибыль, нужно не менее 10 лет.

Да и сам объем вложений оказывается неподъемным для большей части частных инвесторов.

Тем не менее объем финансирования государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2013-2020 годы за счет внебюджетных источников оценивается

в 28 трлн рублей из внебюджетных источников. 667 млрд руб. планируется привлечь из бюджетных средств, заявил недавно глава минэнерго Александр Новак на заседании правительства.

При этом, какими путями удастся обеспечить вливание в отрасль таких средств, пока непонятно.

Однако эксперты говорят о том, что возможности все-таки есть, но открытие дороги для инвестиций в электроэнергетику полностью зависит от доброй воли государства. В качестве встречных шагов, например, можно использовать концессии, налоговые льготы для инвесторов, прямое регулирование тарифов.

В принципе определенные успехи уже есть. Так, за последние 4 года в отрасль поступило около 1 трлн руб. частных денег. Приблизительно такие же средства в электроэнергетику вложили сетевые компании с государственным участием. Предотвращена угроза дефицита генерирующих мощностей, начались строительство и модернизация энергоблоков.

В то же время проблемы нехватки мощностей генерации в отдаленных регионах надо решать уже сейчас. Напомним, в конце 2012 года правительство подписало указ о докапитализации одной из российских гидрогенерирующих компаний на общую сумму 50 млрд руб. Деньги должны пойти на модернизацию электроэнергетики Дальнего Востока на период до 2016 года. В частности, планируется построить первые очереди ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинскую ГРЭС-2, Якутскую ГРЭС-2, а также вторую очередь Благовещенской ТЭЦ.

В этом регионе проблема действительно назрела. Дело в том, что сегодня энергетическая система Дальнего Востока представляет собой ряд обособленных друг от друга анклавов. Электростанции в Якутии не имеют "мостиков" связи с энергосистемой Приамурья, Хабаровского края и Приморья. Изолированными также являются энергосистемы Сахалина, Камчатки, Магаданской области и Чукотского автономного округа. Обособленность энергосистем исключает возможность перетока энергии из одной системы в другую, а значит - каждый регион должен иметь достаточные собственные резервы для выполнения плановых ремонтов на случай аварий или нештатных ситуаций.

Стоит заметить, что строительством и модернизацией упомянутых объектов дело вряд ли ограничится. По Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года потребность во вводах генерирующих мощностей в Дальневосточном федеральном округе к 2020 году составляет 16,04 ГВт, в том числе по гидрогенерации - 3,75 ГВт.

Вместе с тем на перспективу сделать предстоит еще очень многое. Так, распоряжением правительства "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года" установлено, что к этому году КПД сжигания топлива по угольным станциям должен вырасти с 34 до 41%, по газовым - с 38 до 53%.

А потери электрической энергии, наоборот, снизиться с 13 до 8% от отпуска электроэнергии в сеть, доля затрат на энергию домохозяйств необходимо довести до уровня не более 8-10%.

Однако, к сожалению, приведенные контрольные цифры все равно остаются ниже среднемировых показателей. Для того чтобы хоть как-то приблизиться к ним, отечественный электросетевой комплекс будет реорганизован. Существующие сейчас разные компании объединят в одну, что по идее должно повысить надежность энергетического комплекса. Указ о создании Федеральной компании по управлению электросетевым комплексом РФ, напомним, уже подписан президентом. При этом государственный контроль отрасли будет сохранен.

ЖКХ