09.04.2013 00:08
Культура

Валерий Кичин: В своем фильме Гусман вернул лучезарный кусочек советской жизни

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №76 (6052)
Фестиваль "Дубль дв@" отражает не только состояние нашего кино, но и его дефициты. Например, дефицит комедии. Последние годы само слово "кинокомедия" у нас стало синонимом невыносимой пошлости. Изголодавшиеся по смеху люди идут смотреть "Карлосонов" и "Что творят мужчины" - и получают такой залп бездарной безвкусицы, что приобретают к российскому кино аллергию. Найти приличный фильм все труднее. Поэтому единственная представительница редкого жанра на нашем фестивале - картина середины нулевых "Парк советского периода" Юлия Гусмана.
Читать на сайте RG.RU

Как рассказывал режиссер, однажды в самолете его развлек разговор двух российских бизнесменов: они летели за границу в первом классе, но под коньячок ностальгировали по комсомольской юности. Здесь и родилась идея вернуть людям хотя бы кусочек советской жизни - в ее наиболее лучезарных воплощениях. Собственно, мечта экс-капитана бакинского КВН улетала дальше: создать у теплого моря райский уголок развитого социализма. С оптимистичной сталинской архитектурой, бдительным персоналом, пионерскими горнами, игрой "Зарница", газировкой по копейке без сиропа и по три - с сиропом. С непоколебимой уверенностью в коммунистическом будущем человечества и строгим порядком, где счастье посередине, а шаг влево-вправо -- расстрел.

Эстетика, этика, политика и психиатрическая картина любого момента здесь всегда ясны, как лозунг партии. Цели определены, надо только правильно целиться. И вот эта определенность, это плаванье без малейших усилий при полном, органами обеспеченном штиле, этот гордый аллюр на карусельной лошади, намертво закрепленной на маршруте, - имеют притягательную силу для каждого, кто устал выгребать в одиночку, не уверен в своих силах и жаждет протянутой сверху сильной руки. А таких - все больше. Им нужен громоотвод. Поэтому идея такого парка советского периода витает в воздухе. А пока Юлий Гусман создал его действующую модель в миниатюре - в пространстве своей кинопритчи.

Сюжет ее в том, что один телеведущий не хочет угодить под пулю кредиторов и удаляется на халтурку в такой парк. Там дворцы, сады, фонтаны, гипсовые вожди и пионерки с веслом - все высшего качества, все снято на существующей и сегодня сочинской натуре. Здесь для желающих есть интересные аттракционы: виртуальная целина и миниатюрный космодром, здесь можно побыть героем, спасшим колхозное добро от пожара, и даже самим Гагариным. Здесь все, от восхода солнца и цикад до молнии и проливного дождя, случается согласно распорядку дня.

Худрук киноакадемии "Ника" привлек на съемки богатый ассортимент советских легенд: здесь Клара Лучко изумительно молода в этой своей последней роли, здесь поют Иосиф Кобзон и Полад Бюль-Бюль Оглы, здесь Лидия Федосеева-Шукшина и Сергей Никоненко, Александр Абдулов и Зиновий Высоковский, Владимир Зельдин и Владимир Этуш, Александр Пашутин и Нина Усатова. А в главных ролях Александр Лазарев-младший, Михаил Ефремов, Владимир Долинский, Елизавета Боярская.

"Мне было бы неприятно сознавать, что жизнь папы, мамы, всего их поколения считались бы глупостью и понапрасну убитым временем для себя, для страны и для человечества. Потому что в стране могли происходить какие угодно страшные вещи, но люди все равно влюблялись, учились, работали, создавали, открывали". Об этом и снял свою комедию Юлий Гусман.

Зрители о фильмах

"Зина. Жила-была"

Работа, заслужившая стопроцентную любовь зрителей. Она поражает сочетанием искренности и лукавства. Игра, ирония переплетены с достоверностью ощущения жизни. Бытовая мелодрама о женщине из 60-70-х, которая, полюбив однажды, превращает в руины всю свою дальнейшую жизнь, не смотрится притчей и в то же время уходит от буквальной документальности, хотя все строится на любительских фото из домашнего альбома или стилизации под них. Продолжая искания режиссера-документалиста Виталия Манского в области квазидокументального кино, Александр Белобоков находит свой путь: он создает щемяще-пронзительную историю, где точно переданы сменяющие друг друга эпохи, сквозь которые пролегает человеческая судьба.

Обозреватель

"Маленькая ночная симфония"

Мир - звуки и видения - ушами и глазами одинокого в эту новогоднюю ночь кота... А в качестве оценки так и просятся три слова на "и": изящно, изысканно, изумительно!

Татьяна

Наше кино