Бороться с этим злом в нескольких регионах решили сообща и с помощью властей. Об этом было заявлено на прошедшей в Белгороде конференции, посвященной основам государственно-частного партнерства в сфере развития туристической отрасли.
Вопрос о нелегальных туроператорах подняла руководитель Белгородской ассоциации туристических операторов Наталия Волкова. Она отметила, что проблема год от года становится острее. Эти фирмы появляются весной, потому их и прозвали "подснежниками", объявляют о невероятно низких ценах на автобусные туры, например, в Крым, а осенью исчезают, чтобы в будущем году появиться снова, зачастую под новым названием. Юридически они просто перевозят людей из Белгорода в Харьков, но, пересекая границу, доезжают до Черного моря.
- Работают просто - собирают пассажиров, те покупаются на низкие цены, хотя, как правило, и сервис оставляет желать лучшего. В итоге - клиенты, разочаровавшись в турфирмах, отказываются и от наших предложений, - отмечает Наталия Волкова.
- На автобусе в Крым больше не поеду, - подтверждает в разговоре с корреспондентом "РГ" жительница Белгорода Елена Смирнова. - Путь неблизкий, ехали очень медленно, устали в дороге, а в итоге привезли нас вовсе не в обещанные "комфортные домики". Пришлось размещаться в малюсеньких, более чем скромных комнатках. А когда мы стали предъявлять претензии, на все наши вопросы нам отвечали: мол, а чего вы хотели за такие деньги...
Наталия Волкова говорит, что от таких неприятностей никто не застрахован. В итоге клиент становится заложником ситуации, а вернувшись из такого "отпуска", обещает себе "никогда не покупать автобусные туры".
Начальник управления по развитию потребительского рынка Белгородской области Владимир Зубов, рассуждая о мерах, которые помогли бы пресечь такую нелегальную деятельность, предлагает сформировать на границе с Украиной "зеленый коридор" для автобусов турфирм, работающих легально. При этом схема пересечения госграницы будет значительно проще: за три дня до поездки компания подаст пограничникам списки своих пассажиров, и автобус будет находиться в пункте пропуска лишь несколько минут. Пассажирам не придется покидать салон, доставать багаж и с ним проходить проверку сначала на российской, потом - на украинской стороне. В этом случае пограничник просто проверит, соответствуют ли паспортные данные пассажиров поданному списку. Соответственно, перевозчики без лицензии в этот "коридор" не попадут.
- Это будет удобнее для самих пассажиров, а также станет своеобразным фильтром для недобросовестных туроператоров, - убежден Владимир Зубов.
Также прозвучало предложение поработать с владельцами автобусов: зачастую "подснежники" не имеют своего транспорта, арендуя машины или нанимая перевозчиков. Владимир Зубов предположил, что можно рекомендовать транспортным компаниям отказываться от предложений нелегальных туроператоров.
Чиновник отметил, что помогло бы также ограничение рекламы таких туров в Крым, ведь, по сути, дельцы объявляют об услугах, на которые не имеют лицензии. Белгородские туроператоры идею поддержали. Однако директор одной из курских фирм Евгений Косоруков называет эти меры бесполезными и предлагает опробованный в Соловьином крае способ наведения порядка на региональном рынке автобусных туров. Нелегалы были вынуждены его покинуть или затаиться: возможность получать сверхприбыли от этого нечестного бизнеса для них какое-то время оставалась закрытой.
- Мы просто объединились с четырьмя компаниями, создали саморегулируемую организацию - содружество турфирм, - рассказывает Евгений Косоруков. - Это дало нам массу плюсов. Во-первых, на нас обратили внимание власти. Когда ты говоришь о проблеме один - твой голос могут и не услышать, а когда мы заявляем о ней вместе - с нами считаются.
Но дело даже не в диалоге с правительством. Объединение стало организовывать профильные выставки и семинары, привлекать все больше компаний отрасли.
- Когда мы объединились, сразу поняли: многие услуги, которые до этого каждый заказывал по отдельности, стали для нас гораздо дешевле, например, та же реклама, - говорит Евгений Косоруков. - А это уже повлияло на ценовую политику, позволило нам конкурировать с "нелегалами". А затем объединение стало, по жалобам клиентов, формировать "черные списки" операторов. Это было полезно гражданам: они могли узнать о репутации той или иной фирмы. Клиенты зачастую осознанно выбирали тех, кто был партнером содружества.
Однако удержать победу курским туркомпаниям не удалось: те же нелегальные операторы вышли на межрегиональный уровень. Евгений Косоруков говорит, что это закономерно: ведь ничто не мешает "подснежнику" вырасти в соседнем регионе, давать рекламу об автобусных турах, к примеру, в Белгороде, набирать клиентов и возить их хоть в Курскую область, хоть в Крым.
- Поэтому мы хотели бы теснее сотрудничать с белгородскими коллегами, чтобы бороться с нелегалами сообща, - отметил Евгений Косоруков.
Власти, в свою очередь, обещают туркомпаниям поддержку. Владимир Зубов уже предложил предпринимателям собраться за круглым столом и вместе обсудить проблему более детально. Он отметил, что теневой бизнес угрожает не только отрасли туризма, но, в первую очередь, клиентам. Они никак не защищены в такой поездке, в том числе и от несчастных случаев.