Кроме того, чтобы стимулировать рациональное использование водных ресурсов, в правительство РФ внесены соответствующие поправки, предусматривающие дифференциацию ставок платы за водопользование, а также обеспечивающие приборный учет забора и сброса воды.
Вскоре должен быть согласован и законопроект, обеспечивающий права граждан на доступ к водным объектам общего пользования. Согласно документу, арендаторы земельных участков будут обязаны обеспечить подход к береговой полосе.
- Ежегодный экономический ущерб в результате ухудшения экологической обстановки составляет в нашей стране 4-6% ВВП. Как ваше ведомство оценивает размер ущерба?
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ: К сожалению, в нашей стране до сих пор нет законов, на основании которых можно было бы оценить реальный вред, причиненный окружающей среде. Чтобы исправить ситуацию, минприроды внесло в правительство РФ законопроект о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде. Думаю, что его принятие станет лучшим подарком и российской природе, и всем россиянам в Год охраны окружающей среды.
- Спрос на ископаемые на мировом рынке растет с каждым годом. В то же время запасы их исчерпаемы, отрасль нуждается в проведении регулярных изыскательных работ. Как сегодня решается эта проблема? И как обеспечить геологоразведку достаточными инвестициями?
Донской: В 2012 году прирост запасов по основным видам сырья превысил объем добычи. Полагаю, что эта тенденция продолжится. Залогом этого является заметный - на 30% по сравнению с 2010 годом - рост инвестиций в геолого-разведочные работы (ГРР). Общий объем и государственных, и частных инвестиций составил более 250 млрд рублей. Сейчас в стране открывается около 100 новых месторождений полезных ископаемых ежегодно, и это результат вложений в геологоразведку, сделанных несколько лет назад.
Считаю, что в среднесрочной перспективе полезные ископаемые не утратят своего важного значения для экономики и социального развития России и по-прежнему останутся важнейшим источником дохода для бюджета РФ. Однако если не вкладываться сейчас в геологоразведку, то есть не создавать так называемый "поисковый задел", то разведанные запасы сырья истощатся достаточно быстро.
Донской: Прежде всего на объем геолого-разведочных работ могут оказать серьезное влияние неблагоприятные макроэкономические условия, уменьшающие инвестиционную привлекательность геологоразведки. Такая ситуация сложилась в 2008 году, ведь геолого-разведочные работы - это часть инвестиционного проекта, включающего в себя и обустройство месторождений, и добычу сырья, и его транспортировку, и реализацию на товарных, в том числе экспортных, рынках. Если сырье рынком не востребовано, объемы геолого-разведочных работ сокращаются.
Кроме того, проводимая сегодня геологоразведка объективно ведет к тому, что размер и качество вновь открываемых месторождений неизбежно снижаются, просто в силу того, что мы с каждым годом все повышаем и повышаем геологическую изученность территории страны, открываем все новые и новые месторождения, не забывая эксплуатировать действующие.
Ну и, наконец, отрасль должна регулироваться понятными и прозрачными правилами, которые обеспечат, с одной стороны, ее инвестиционную привлекательность, а с другой - будут генерировать положительный бюджетный эффект.
Все эти вопросы мы будем решать в приоритетном порядке. Согласно одобренной правительством РФ госпрограмме по воспроизводству и использованию природных ресурсов, в течение восьми лет на геологоразведку будет затрачено более 3 трлн рублей, из них бюджетных предусмотрено только 360 млрд рублей.
Кроме того, мы постоянно проводим работу по настройке законодательства, чтобы привести правовое регулирование отрасли в соответствие с текущей ситуацией и задать долгосрочные "правила игры". Просто для примера могу упомянуть, что нами за последнее время уже выстроена система согласования технической документации на разработку месторождений, определен порядок изменения границ лицензионных участков по результатам геологического изучения. Готовятся ко второму чтению в Госдуме поправки в Закон РФ "О недрах", позволяющие увеличить сроки геологического изучения недр в удаленных и труднодоступных регионах с 5 до 7 лет. Планируется передать регионам полномочия по согласованию технических проектов разработки общераспространенных полезных ископаемых, выстроить систему оборота геологической информации.
- Развитию недропользования в России мешает недостаточная прозрачность процедур предоставления и прекращения прав пользования недрами, а также административные барьеры. Что сейчас делается для выправления ситуации?
Донской: Действующие в стране правила доступа к полезным ископаемым - неотъемлемая часть инвестиционного режима. Мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы они были понятны и транспарентны, поскольку наша задача - привлечь в отрасль необходимые инвестиции. В начале этого года по инициативе президента был принят закон, согласно которому по участкам недр федерального значения конкурсы вообще проводиться не будут, а право пользования соответствующими участками недр станет разыгрываться исключительно на аукционах, по наиболее понятным и прозрачным правилам. При предоставлении прав пользования иными участками недр мы также отдаем предпочтение процедурам торгов в форме аукционов, стараемся сократить избыточные требования к претендентам на получение прав недропользования, формализовать и максимально ограничить основания для прекращения прав пользования недрами. Соответствующий законопроект подготовлен и проходит необходимые согласования.
Также мы последовательно стараемся сократить число административных процедур, которые сопровождают процесс недропользования. По нашей инициативе была ликвидирована необходимость получения дополнительных лицензий на добычу для собственных нужд песка и подземных вод пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, что очень упростило недропользование. Сейчас министерство работает над исключением дублирования функций органов власти при рассмотрении и согласовании технических проектов на разработку месторождений.
- Что мешает сделать лесную отрасль более доходной и ориентированной на переработку на территории нашей страны?
Донской: ьЭтому мешает сегодня сразу несколько проблем. Состояние лесопромышленного комплекса во многом связано с системными проблемами в лесохозяйственной отрасли. Масштабные вырубки ценных пород, притом что не идет необходимого восстановления лесного массива, привели к тому, что в ряде регионов России площади качественного леса уменьшились до критических цифр.
Существенный урон лесному фонду каждый год приносят пожары. К сожалению, площади погибших от пожаров и незаконно вырубленных лесов существенно превышают объемы лесовосстановления.
Ситуацию усугубляет и то, что из 600 млн гектаров эксплуатационных лесов в аренду для заготовки древесины передано сегодня только 29%. Чтобы преодолеть все эти негативные тенденции, в прошлом году была принята госпрограмма "Развитие лесного хозяйства", рассчитанная до 2020 года.
В рамках программы, финансирование которой запланировано в размере 526 млрд рублей, предполагается сделать очень многое. Большое внимание будет уделено разработке и внедрению систем дистанционного мониторинга лесных пожаров, их раннего обнаружения, а также механизмам управления лесными пожарами. Кроме того, планируется увеличить численность работников лесной охраны до 50 тыс. человек. В результате мы ожидаем, что к 2020 году доходность лесного хозяйства должна увеличиться на 40% в расчете на один гектар лесных земель, а доля использования расчетной лесосеки - возрасти в полтора раза. Кроме того, мы рассчитываем восстановить баланс между сокращением и воспроизводством лесов.