Выставка Яры Бубновой "Самое себя глаз никогда не видит", показанная на главной площадке биеннале в типографии "Уральский рабочий", была названа лучшей в номинации "кураторский проект" (500 000 рублей). Кроме того, инсталляция "Процесс прохождения" Ивана Плюща, сделанная в Доме культуры "Орджоникидзевский" в рамках спецпроекта биеннале, получила премию в номинации "новая генерация" (200 000 рублей). Стрит-артист Тимофей Радя (номинирован был его проект "Превыше всего") из Екатеринбурга был отмечен, правда, не "Инновацией", а специальный призом Stella Art Gallery.
Если бы Леонид Тишков, за которого я "болела", выиграл бы в основной номинации "произведение визуального искусства" (800 000 рублей), победа Урала была бы полной и безоговорочной. Но проект "Заброшенные утопии: коньковый завод", создавший поэтический архив исчезнувшего завода в Верхнетурье, не был замечен. Премию получила опера "Марево", созданная группой "ПровМыза" (дуэт Галины Мызниковой и Сергея Проворова из Нижнего Новгорода).
Галина Мызникова и Сергей Проворов - очень сильные и опытные художники, которые работают на стыке видеоарта и кино. Их работы участвуют как в программе Венецианской биеннале, так и кинофестиваля в Венеции (программа "Горизонты") и Роттердаме. На этот раз они вышли на новый рубеж - сделали оперу "Марево". В Москве она недавно была показана в одной из программ театрального фестиваля "Золотая Маска". С точки зрения оперного искусства, это очень радикальный эксперимент. Некоторые партии - одна длящаяся нота… Андрей Архипов, солист Большого театра, пел, нося партнершу на спине. Арии порой неотличимы от стона или рыдания, всхлипа… С точки зрения привычных для группы "ПровМыза" "экранных" технологий, это естественный выход в пространство инсталляции, вовлечение зрителя во внутренний космос произведения. Железная блестящая изогнутая стена с проблесками пробегающего света, стоны и затрудненные, мучительные движения актеров кажутся тревожащей, странной загадкой почти до самого финала. В момент, когда свет прибавляется и мы видим искореженный автомобиль и четверых человек, сидящих в нем, все встает на свои места. Перед нами автокатастрофа, но увиденная не через призму сводок новостей, а через взгляд тех, кто имел несчастье в ней оказаться. Зритель оказывается в "промежуточном" мире - между реальностью после катастрофы и забытьем, между просветами надежды и нежностью воспоминаний. Для "ПровМызы" территория неопределенности, тревоги, напряжения всех сил - именно та, которую они осваивают давно. В этом смысле "Марево" - очень логичный для них проект.
Лучшим "региональным проектом" (400 000 рублей) названа работа художника из Воронежа Ильи Долгова "Гербарий". В номинации "теория, критика, искусствознание" (500 000 рублей) призером стала книга "Безымянные сообщества" Елены Петровской.
В жюри конкурса Инновация-2012 входили Марек Бартелик, историк искусства, критик, президент AICA, Международной ассоциации художественных критиков (Нью-Йорк), Яра Бубнова, основатель и директор Института современного искусства в Софии, Андрей Ерофеев, Марина Лошак, арт-директор объединения "Манеж", Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа, Анна Терешкова, директор Сибирского центра современного искусства (Новосибирск), Блондин Шаванн, директор, главный куратор Музея изобразительных искусств Нанта.
Андрей Ерофеев, историк искусства, куратор (Москва), член жюри премии "Инновации" этого года:
Мы имеем сейчас смену поколений. Уходит искусство, которое занималось в основном изучением постсоветской цивилизации - цивилизации зрелищ, дикого капитализма, отчаяния, открытия возможностей, смены масок и смены ролей… На смену художникам, которых это интересовало, приходит новое поколение с искусством более тихим, менее амбициозным, более развернутым на человека, на контекст повседневной жизни, на экзистенциальные проблемы.
Это новое поколение еще не выстроило какие-то крупные художественные стратегии, трудно еще говорить о ярких сложившихся личностях. Скорее, мы встречаемся тут с первыми опытами.
К группе "ПровМыза" это, разумеется, не относится, у них большой опыт участия и в международных выставках, и в кинофестивалях. Их постановка оперы "Марево" - очень смелый, достойный ход, я считаю, этот проект выдающийся.
В жюри говорили о том, что скорее выбираются тренды, а не отдельные произведения. В связи с этим, я хотел бы заметить, что жюри однозначно высказалось против левого политического уклона, против "неомарксизма".
Почему? Потому что это использование отработанного языка. Это мифологизация советской истории, с очень сильным конформистским налетом, потому что этим же занимается наша власть. Потому что это просто непродуктивный ход. В сущности, это взгляд назад из заднего окна с площадки уходящего поезда.
Я считаю это очень важным результатом. Посмотрите, и в молодежной , и в региональной номинации, и в главном призе - произведения "левого толка" не вышли в победители. Выбор шел между художниками, представляющими другие тенденции.
Очень любопытным мне показался выбор в номинации "региональный проект" работы "Гербарий" художника Ильи Долгова. Это совершенно другой взгляд на контекст - не социальный, не политический. Человек, начинает воспринимать территорию, на которой живет, совершенно по-другому - внимательно, сосредоточенно. Но это и не эстетизация. Как я понимаю, пафос совершенно в другом. То, что для нас - просто заросли, просто травы и цветы, он разбирает, классифицирует по цветку, по травинке. В центре оказывается коллекционирование, научная деятельность, собирательская, издательская…
Дмитрий Озерков, куратор, заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), член жюри премии "Инновация" этого года
В чем, на ваш взгляд, специфика "Инновации" этого года?
Дмитрий Озерков: В работах преобладал, если так можно выразиться, поэтический подход. Не демонстративный удар в глаз, род шоковой терапии, но очевидный интерес к художественному образу мира. Поэтический взгляд на мир служил способом подойти к серьезным проблемам социума.
Если сравнивать работы молодых художников России и Европы, что прежде всего бросается в глаза?
Дмитрий Озерков: Я бы сказал, что российские художники ничем не уступают европейским. В чем-то они гораздо глубже, дотошнее. В их работах послание часто формулируется более сильно. У нас молодые художники не избалованы вниманием ни галеристов, ни арт-сообщества. На западе молодого художника берет галерея, и дальше он работает уже на коммерцию, на рынок. В России арт-рынка современного искусства как такового нет. Арт-коммерция есть как небольшой междусобойчик, в основном - в Москве. Наши художники вынуждены вариться в собственном соку. Минус этого в том, что они живут зачастую очень трудно, их работы не представлены за рубежом. Плюс же в том, что они вынуждены какие-то вещи проговаривать гораздо лучше. Фактически повторяется схема существования московского концептуализма, но уже в регионах.
Я думаю, что при хорошей поддержке - прежде всего со стороны государства, и при хорошем понимании - прежде всего со стороны общества, у современного российского искусства огромный потенциал.
Понятие "инновация" подразумевает прогресс. Но искусство работает со смыслами. Насколько метафора "инновации" применима к искусству?
Дмитрий Озерков: Искусство - такой велосипед, который каждый художник зачастую изобретает заново. Но на велосипеде невозможно стоять, на нем надо ехать, а значит - все-таки двигаться вперед. С другой стороны, слово "инновация" применимо к методам, с помощью которых новые находки вводятся в жизнь, апробируются, находят применение. Премия "Инновация" отмечает новые ходы, способы донесения художественного послания до зрителя.