10 апреля
ПАРК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Режиссер Юлий Гусман
10-11 апреля
ИЗГНАНИЕ
Режиссер Андрей Звягинцев
11-12 апреля
ФИЛЬМЫ И РОЛИ, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ УВИДИТЕ
ПРЕМИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Конкурс фестиваля завершает "Изгнание" Андрея Звягинцева - из трех его картин наименее известная.
Как и дебютное "Возвращение", фильм сравнивали с греческой трагедией, где не быт, а бытие, нет подробностей суеты, знаков времени и социального устройства, даже психологических нюансов. Это фильм поступков: привычное существование сметено неким событием, которое приведет к чувствам сильным и неуправляемым - стихийным. И как неизбежный итог - крушение всего, что составляло жизнь, добровольный уход из нее, самоизгнание. И это снова фильм состояний: тревога, предчувствие беды, переполняющая душу боль, а потом чувство вины - всеобъемлющее, не оставляющее пространства для эмоций более подробных. И чувство непоправимости - опять же абсолютное, когда нет надежды ни на что, кроме чуда.
Поэтому как мистически осуществленную невозможность воспринимаешь последнюю "главу", - сюжетный возврат к предыстории рокового шага. К этому моменту волна, которая подхватила зрителя вначале, уже вынесла его к такому уровню внутреннего накала, когда требуется некое разрешение, и ты готов к любой сверхъестественности - просто во имя самосохранения. В древнегреческой трагедии в такие моменты являлся один из богов и невыносимое напряжение счастливым образом снималось.
Возможно, этот запредельный накал и здесь, в фильме, заставил режиссера, умело управляющего температурой фильма, искать замену спасительному богу. Во флэшбеке пошла иная игра. Молчаливые герои заговорили, действие пошло подробнее, фабульная линия стала расщепляться, как в "Расемоне", на версии. Напряжение спадает, и лично мне даже жаль ушедшего очистительного трагизма: он все-таки опрокинулся в быт, в расследование меры вины, в конвульсии заблудших душ.
Мощь изображения. Каждый кадр - живописное полотно, снабженное симфоническим звучанием из высоковольтного музыкального гула, шума ветра и рева автомобилей. Жизнь, очищенная от наслоений, где любое микрособытие воспринимается как катаклизм. Возврат к первозданным, античным чувствам, или к христианским заповедям - как кому понятней. Героям даны имена из антиутопий: Алекс, Вера, Кир, Флора, Ева... Актерам нужно произносить диалоги лаконичные и тоже намеренно безличные, лишенные разговорных интонаций - информативные. Так переводят иностранную речь на общепонятный язык. Больше слов говорят глаза - их диалоги накаленней. Актеры понимают, что теперь все зависит от смыслов неявных, спрятанных.
При всей жесткости режиссуры фильм открыт для интерпретаций и, в отличие от греческой трагедии, не содержит указующих перстов и нравственных выводов. Он напоминает о существовании базовых чувств и заставляет нас сполна их пережить.
Это удивительный человек, Андрей Звягинцев: он вообще не хочет делать жизнь зрителя легче. Снимает свое кино, а дальше - как хочешь. Но только так и возникают крупные явления искусства. Почерк Звягинцева теперь узнают с первого кадра - так узнают почерк самых штучных мастеров.
Тиски
После 2007 года проблема наркотиков стала еще страшнее. Особенно остро это заметно в малых и моногородах: безработица, алкоголизм, наркотики. Смотреть этот фильм непросто, но нет назиданий, и авторы не приводят простых рецептов. Фильм очень понравился. Правдива игра актеров - и молодых, и А. Серебрякова, и Ф. Бондарчука. Спасибо Валерию Тодоровскому: не скатился в чернуху, да и тема трудная.
Флора
Еще раз!
Замечательно передано ощущение, которое пребывает с нами только в детстве: весь прекрасный огромный мир - твой, и создан он для счастья! А все средства выражения этой мысли в коротенькой ленте подобраны изумительно как оптимально - солнечная "Рио-Рита", воздушная графика, милые юмористические образы. Спасибо всем, кто создал это маленькое чудо!
Татьяна
Магнитные бури
Фильмы Абдрашитова и Миндадзе никогда не рассматривали исключительно социальный аспект жизни. (...) Их фильмы всегда были чем-то вроде притчи.
Ольга Юсова