Об архиве и истории его возвращения в Россию на пресс-конференции рассказали министр культуры Владимир Мединский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, главный хранитель ГЛМ Алексей Невский и Егор Резников - исследователь культуры и искусства, благодаря которому и сохранилась вся коллекция.
Владимир Мединский отметил, что Алексей Ремизов не относится к той категории модных авторов и художников, на которых легко найти внебюджетные средства. Министр рассказал, что за год удалось потратить на помощь музеям в приобретении коллекций в шесть раз больше денег, чем в предшествующем году. Пообещал поддерживать эту тенденцию и впредь.
Михаил Сеславинский выступил не как руководитель Роспечати, а в качестве главы Национального союза библиофилов. По его мнению, многие библиофилы мечтают собрать у себя такую вот коллекцию Алексея Ремизова. Поэтому, заметил он полушутя, приобретение музеем этого собрания - конечно же, "ударило" по российскому библиофильству: "многие плакали и причитали из-за того, что это собрание не попало в их алчные руки". Но даже их не могла не успокоить такая вот положительная сторона в этой истории: уж лучше в наш Литературный музей, чем в коллекцию Рене Герра. К которому у библиофилов весьма ревностное и неоднозначное отношение.
Михаил Вадимович признался, что задумывался - не подарить ли музею что-нибудь из своей скромной коллекции Ремизова? Но когда увидел огромные коробки с богатствами, доставшимися музею, решил не расставаться со своим эксклюзивом.
Теперь у Государственного литературного музея более трехсот килограммов (не считая мебели) ценных предметов из собрания Алексея Михайловича. По словам главного хранителя Алексея Невского, то, что музею досталось все это богатство, - просто сказка (а Ремизов и сам любил сочинять сказки)... Архив поражает своим разнообразием. Здесь сто тридцать три рукописи, сотни писем, фотографий, книги с автографами, альбом с 1030 рисунками, коллажи, личные вещи.
Кстати
Архив, полученный Государственным литературным музеем, можно будет увидеть на специальной выставке, посвященной писателю и художнику Алексею Ремизову. Выставка пройдет в столичном Большом Манеже с 17 апреля по 21 мая.
Писатель, стилист, мемуарист, художник Алексей Михайлович Ремизов родился в Москве в 1877 году. Закончил физико-математический факультет Московского университета. В 1896 был арестован за участие в студенческих беспорядках, выслан в Пензенскую губернию под надзор полиции. За попытку организовать рабочий союз был арестован вторично. Провел 6 лет в тюрьмах и ссылках.
Первая оригинальная книга Ремизова - "Лимонарь, сиречь: Луг духовный".
Впечатления от поездок по глухим углам России нашли отражение в романе "Часы", повестях "Пятая язва" и "Неуемный бубен". В 1921-м эмигрировал: сначала жил в Берлине, затем переехал в Париж, где написал такие автобиографические книги, как "Взвихренная Русь" (1927), "По карнизам", "Подстриженными глазами". Книга "Огонь вещей. Сны и предсонья" посвящена русской классике.
Ремизов известен и таким чудачеством: он создал Обезвелволпал (Обезьянья Великая и Вольная Палата) - это нечто вроде Ордена интеллигентов. В это почетное общество входили Николай Гумелев, Михаил Зощенко, Максим Горький, Анна Ахматова, Михаил Пришвин и многие другие видные литераторы... И даже в наше время живы еще пять членов этого обезьяньего общества.
К концу жизни Ремизова книги его издавались мизерными тиражами. После Второй мировой войны Ремизов принял советское гражданство, но на родину не вернулся. Похоронен он на знаменитом русском кладбище в Париже - Сент-Женевьев-де-Буа.