Среди негативных факторов, отрицательно влияющих на развитие земельных отношений, промышленники отмечают избирательность при проведении оценки кадастровой стоимости земель в 2010 году. Для одних организаций порядок цифр изменился, для других - нет. Также, по мнению членов СОСПП, нельзя назвать полноценным рынок, где фактически наложен запрет на залог государственных фондов, участки недр выставляются на аукционы без автоматического приобретения права на находящиеся "сверху" земли, леса и водоемы, а заметная часть сельхозугодий не участвует в гражданско-правовом обороте, поскольку права на них полностью не оформлены. Масла в огонь подливают ставки земельного налога - в большинстве муниципалитетов они установлены на максимальном уровне.
Эмоции бизнеса по поводу увеличения налоговой нагрузки подтверждают сухие цифры статистики. Так, по сведениям министерства финансов Свердловской области, в прошлом году отчисления земельного налога в местные бюджеты по сравнению с 2011-м выросли с 5,1 до 5,9 миллиарда рублей. Также произошло существенное увеличение поступлений арендных платежей за землю в консолидированный бюджет - с 3,6 до 4,7 миллиарда рублей. Заметнее всего налогооблагаемая база выросла на близлежащих к Екатеринбургу территориях: в Ревде (в 1,72 раза), Сысерти (1,28), Арамиле (1,34), Верхней Пышме (1,15). А также в Каменском и Красноуфимском городских округах - 1,5 и 1,38 соответственно.
По информации Росреестра, общий объем земельного фонда в регионе составляет 19,4 миллиона гектаров. Суммарная кадастровая стоимость участков - почти 2,8 триллиона рублей. Наиболее дорогими являются земли, предназначенные для размещения производственных, административных и офисных зданий, коммунального хозяйства, снабжения, сбыта. За ними следуют площадки для многоэтажной застройки.
К собственно землям промышленности, транспорта, энергетики и иного спецназначения в Свердловской области можно отнести 430,3 тысячи гектаров - это 113 тысяч участков вне населенных пунктов, которые занимают на правах владельцев, арендаторов или бессрочных пользователей 3,9 тысячи предприятий разных форм собственности. Земельный налог и арендную плату для них рассчитывают исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением правительства области в 2005 году. Дважды - в 2008-м и 2012-м - власти предпринимали попытки актуализировать эти данные, но результаты новых туров оценки так и не были утверждены. Для юрлиц и ИП, ведущих деятельность в границах населенных пунктов, кадастровая стоимость участков определена постановлением правительства от 7 июня 2011 года.
Предприниматели подчеркивают: повышение кадастровой стоимости земли на Среднем Урале затруднило формирование зон территориального развития, включающих инновационные предприятия, технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы. При этом создание индустриальных парков подразумевает подготовку участков из земель различных форм собственности и назначения, предоставление преференций по налогам на землю.
Для оживления делового климата в регионе промышленники предлагают разработать долгосрочную программу вовлечения в оборот - под инвестпроекты - находящихся в областной собственности земель лесного и сельскохозяйственного фондов; определить перечень полномочий, которые могут быть переданы от субъекта РФ на местный уровень для более быстрой смены категории участка; утвердить "дорожную карту" по реализации принципа "одного окна" при оформлении документов на землю. Наконец, самое существенное - ввести налоговые льготы для бизнеса, реализующего проекты стоимостью не ниже миллиарда рублей, предусмотрев при этом компенсацию муниципалитетам выпадающих доходов. Также предприниматели видят возможность пополнить "кошелек" местного самоуправления за счет увеличения налоговых и арендных ставок на участки, выделенные для жилищного строительства, но не используемые по назначению более пяти лет.
Игорь Кудрявцев, вице-президент СОСПП:
- В последнее время при регулировании земельных отношений между властью и бизнесом начал налаживаться конструктивный диалог. В частности, утверждена "дорожная карта" улучшения предпринимательского климата в сфере строительства. Например, планируется сократить сроки выдачи разрешений с 300 до 150 дней с момента запроса о предоставлении участка, количество административных процедур - с 56 до 11. В октябре 2012-го создана межведомственная комиссия по рассмотрению кадастровых споров при управлении Росреестра с участием представителей ряда областных министерств. Но очень мало информации о ее деятельности и порядке обращений, слабо ведется разъяснительная работа среди землепользователей. Надо, чтобы в комиссии были не только чиновники, но представители отраслевых союзов.
Яков Силин, вице-губернатор Свердловской области:
- Мы понимаем, какие серьезные проблемы озвучивает бизнес. Не исключено, что на уровне муниципалитетов будет выработан механизм определения ставки земельного налога для инвесторов в зависимости от важности инвестпроекта и его вклада в экономику и социальную сферу региона.