Действительно, в начале 2000-х годов по горзаказу были изготовлены дирижабли двух моделей. Двухместные - AU 12м (небольшие) - предназначались для патрулирования автодорог, спасательных операций, экологического мониторинга, видеосъемок, а также для спасения утопающих. За один полет такой дирижабль может одолеть 350 км на рабочей высоте 1000 метров. Другой летательный аппарат - AU 30 - значительно больше (длиной больше 55 метров) и выносливее. Он может лететь 24 часа подряд и за это время добраться, скажем, от Москвы до Астрахани - это 1500 км.
Где же сейчас эти уникальные и недешевые машины? Когда-то в прессе промелькнуло сообщение, что три дирижабля (якобы в ожидании модернизации) находятся на хранении в компании-производителе. Но там утверждают, что они хранением не занимаются, у них просто нет такой возможности, а 55-метровые дирижабли требуют огромных ангаров. Тем более что в сложенном виде их нельзя держать долго - оболочка приходит в негодность. А с наполненным гелием - дорого. Газ обходится в 10 долларов за кубометр, а для большого дирижабля нужно около 5 тысяч "кубов".
Затерялись следы и еще двух аппаратов, которые были переданы одной из дочерних компаний РАО ЕЭС для осмотра электросетей. Три года назад компанию поглотила другая фирма, телефоны которой молчат, а на официальном сайте последние новости датируются 2010 годом (тогда приобретатели радостно сообщали новость, что вместе со столичными дирижаблями компания получила и аэродром).
Доподлинно известна судьба только двух небольших дирижаблей AU 12, которые успели послужить на благо горожан в составе авиаотряда специального назначения ГУВД. С 2006 по 2011 год они совершали полеты над Московской кольцевой автодорогой. После чего, как рассказали "РГ" в пресс-службе департамента транспорта Москвы, были переданы на ответственное хранение компании "Организатор перевозок" - правопреемнику ГУ "Московские авиационные системы", созданному в свое время для управления всем дирижабельным хозяйством. Вот здесь два аппарата в наличии. В департаменте транспорта заверили, что ни о какой продаже речи пока нет.
Между тем
В Московском транспортном узле, на который как источник информации ссылаются СМИ, теперь наотрез отказываются комментировать продажу дирижаблей.