Для того чтобы реализовать эту миссию, потребуются дополнительные средства из федерального бюджета - 3,5 миллиона долларов США. Но, по мнению экс-главы ФСБ, члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николая Ковалева, дело того стоит. Советники и специалисты Федеральной службы безопасности, как уточнил Ковалев, будут направляться в иностранные государства "на постоянной основе по согласованию со спецслужбами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера" - терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и так далее. Ковалев напомнил, что "в истории нашей великой страны были эпизоды, когда мы помогали строить органы безопасности ряду государств". И сейчас этот положительный, по мнению депутата, опыт вновь востребован. "Идет возрождение, по сути дела, лучших традиций обеспечения государственной безопасности страны", - заметил Ковалев.
Депутаты, выполняя рекомендацию Конституционного суда РФ, поправили и Закон "О прокуратуре РФ", где уточняется норма о предоставлении гражданину возможности ознакомиться с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Статья 5 закона дополняется новым пунктом 4, устанавливающим, что такие материалы могут предоставляться по решению прокурора, в производстве которого они находятся, или вышестоящего прокурора. Однако есть условия, при которых интересующая гражданина информация даваться ему не будет, - это прежде всего если в запрашиваемых материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую тайну. Впрочем, отказ может быть обжалован у вышестоящего прокурора или в суде.
Зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн назвал эти уточнения очень важными, поскольку "чем четче будут прописаны требования законов, тем меньше будет и лазеек для злоупотреблений, и возможности для коррупции, а самое главное, тем сильнее будут защищены права и законные интересы наших граждан". Когда определенности в основаниях для отказа в предоставлении гражданину материалов проверки не было, он, по словам Хинштейна, не мог его оспорить ни в судебном, ни в другом порядке. Тем не менее Александр Хинштейн полагает, что ко второму чтению законопроекта нужно все-таки найти формулу, которая позволила бы и законный интерес гражданина удовлетворить, и все тайны соблюсти.
"Справоросс" Светлана Горячева настаивает на том, чтобы ответ, который дает прокурор, отказав человеку в возможности ознакомиться с материалами, был мотивированным с точными ссылками, почему это нельзя сделать. "А то кому-то захочется не показать эти материалы проверки заявителю, и он будет ссылаться на служебную тайну. А служебную тайну каждый по-своему может трактовать", - предположила Горячева. "Любые сведения под это можно подвести", - согласился с коллегой "единоросс" Борис Резник, заметив, что "такой правовой казуистикой" предлагается по сути узаконить "порочную практику никому ничего не давать". Депутаты также считают, что в будущем законе "надо предусмотреть для суда конкретный срок, и очень небольшой" - для рассмотрения спора по отказу, если он возникает.
Кстати, рекомендация КС по этой проблеме была сделана еще в 2000 году.