11.04.2013 00:05
Культура

Валерий Кичин: Фильмы сами отбирают себе зрителей

На фестивале "Дубль дв@" зрители выбирают классику
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №79 (6055)
Кинофестиваль "Дубль дв@", уже в четвертый раз проведенный "РГ" на своем сайте в Интернете, предъявил очередные сюрпризы.
Читать на сайте RG.RU

Во-первых, вопреки убеждениям скептиков, фильмы все-таки сами отбирают себе зрителей. Мы показали в мировой Сети картины далеко не "артхаусные", но и не самые простые и уж точно не "попсовые" - а публики стало втрое больше, чем год назад. Еще не подведены окончательные итоги, но число зрителей нашего фестиваля уже далеко превысило отметку в 150 тысяч (для сравнения: прошлогодний Московский международный кинофестиваль радовался числу в 50 тысяч). И все авторы откликов и мини-рецензий на форуме фестиваля были столь корректны, умны и глубоки в высказываниях, что стало ясно: вокруг "Дубль дв@" собралось самое изысканное общество. И это отнюдь не снобы из столичных вип-клубов - это интеллигенция из городов, больших и малых, близких и далеких. Это люди, из которых многие, чтобы пробиться к отечественному кино и посмотреть фестивальные фильмы, шли в городские и сельские библиотеки, где есть "точки доступа" в Интернет. Люди тянутся к хорошему кино и по нему стосковались.

Во-вторых, совершенно неожиданным оказался выбор победителей. У нас, напомню, главное жюри - это сами зрители: они голосуют прямо после просмотра, нажимая соответствующую звездочку из десяти возможных. Голосовали далеко не все: увы, многие просто не разобрались в системе голосования (подумаем об ее усовершенствовании) и сообщали свои оценки в отзывах - увы, такие оценки технологически не могли быть учтены. Но голосов более чем достаточно, чтобы считать обозначенные мнения массовыми. И вот, вообразите, при наличии популярнейших жанров фэнтези, комедии и мелодрамы, при участии в конкурсе выдающихся мастеров нашего кино, в конкурсе игровых фильмов резкий скачок интереса к фестивалю и сокрушительный, я бы сказал, взлет оценок произошел, когда начались Дни Александра Островского. По случаю юбилея великого драматурга в конкурс тогда вступили четыре двухсерийных фильма Юрия Гольдина и Олега Бабицкого, снятых по его пьесам. В этих фильмах не было суперзвезд, имена режиссеров тоже не входили в число самых знаменитых, картины не были востребованы телевидением ("кому он нужен, этот Островский!") и впервые выходили к широкой публике. Как куратор фестиваля, я опасался резкого падения посещаемости нашего сайта - и вдруг эти честные, добротные, высокопрофессиональные, но без особых кинематографических изысков экранизации классики оказались востребованными больше, чем самое "актуальное" и самое "крутое" кино. Зрительские оценки достигли отметки в 9,3 ("Свои люди - сочтемся") и 9,4 ("Бешеные деньги"), и сразу стало ясно, что перекрыть такие показатели вряд ли кому-нибудь удастся. Классика победила, и здесь есть о чем задуматься и социологам, и критикам, и прокатчикам.

Третий сюрприз предъявил двухдневный конкурс анимационного кино. В нем были прелестнейшие, иначе не скажешь, работы выдающегося аниматора Дмитрия Геллера, были фильмы замечательных студий "Пилот" и "Метроном", молодое поколение представляла восхитительная миниатюра учениц ярославской мастерской оскаровского лауреата Александра Петрова "Еще раз!". Все они вызвали новый всплеск интереса к фестивалю и волну трогательной нежности в откликах, в минувшее воскресенье число зрителей достигло рекордной отметки в 17 тысяч. Но "пик" нежности, интереса и оценок (9,2) пришелся на картину, самую сложную по форме и такую, что требовала "глубокого погружения" в рассказанную историю, - "Зина. Жила-была" Александра Белобокова. Она сделана на стыке документального и анимационного кино в технике "оживающей фотографии" и рассказывает простую, судя по всему, автобиографическую историю любви, расставания и прощания. И стоит почитать на сайте фестиваля мини-рецензии, написанные десятками зрителей, - о таком глубоком понимании своей работы может мечтать каждый художник. Таким образом, из всех анимаций победила документальная, а режиссер Александр Белобоков вот уже второй раз становится лауреатом нашего фестиваля. Напомню: в 2011 году он победил в конкурсе документального кино с фильмом о Викторе Розове "Сегодня за окном туман...".

Таков выбор зрителей. Его можно считать еще более представительным, чем прежде. Это зрители из 76 стран мира (против 52 в прошлом году). Наибольшее число зрителей - из России, Украины, США и Германии. Самый живой интерес проявлен к фильму Сергея Соловьева "2-АССА-2", что понятно: это была фактически мировая премьера застрявшей в прокате картины. За нею идут "Вы не оставите меня" Аллы Суриковой, "Мишень" Александра Зельдовича и "Искупление" Александра Прошкина.

Ясно, что число голосовавших разительно отличается от числа просмотревших. Вывод: система голосования должна быть более понятной. Учтем и прозвучавшие в письмах предложения. В частности, постараемся осуществить идею показывать фильмы с английскими субтитрами, что сделает фестиваль доступным для иноязычной аудитории.

Что дальше? Идей много. Возможно, мы попытаемся расширить отбор фильмов до границ бывшего СССР - не для того, чтобы виртуально смоделировать ушедшую империю, а чтобы узнать, что происходит в некогда любимых нами кинематографиях Грузии, Украины или Латвии. По-видимому, кроме ежегодных фестивалей, на нашем сайте появятся и мини-фестивали, посвященные крупным культурным событиям или знаменательным датам. Но ум хорошо - сто пятьдесят тысяч умов много лучше. Поэтому с благодарностью примем все предложения и замечания, которые накипели в сердцах наших зрителей.

Акцент

А главное - фестиваль вывел на новый уровень само существование массмедиа: наша газета не только давно работает в виртуальном пространстве Всемирной сети, но и становится новым проводником культурных событий, всемирным кинотеатром, а в будущем - и театром, и концертным залом, и клубом любителей искусств в Сети. И мы рады, что пионером в этой принципиально новой тенденции XXI века выступила именно "Российская газета".

Наше кино