12.04.2013 00:55
Культура

Кинофестиваль "Дубль дв@" подводит предварительные итоги

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №80 (6056)
Итак, наш IV кинофестиваль в Интернете "Дубль дв@" подошел к финалу, и пора подводить его итоги. Они предварительны: в статистику не успел попасть фильм "Изгнание", а внеконкурсные просмотры фестиваля, как и премиальный показ фильмов-лидеров, еще продолжаются.
Читать на сайте RG.RU

Итог первый и самый отрадный: фестиваль, почти не имеющий рекламы в СМИ, тем не менее очень быстро набирает зрительскую аудиторию. Если III фестиваль 2012 года набрал около 50 тысяч просмотров, то нынешний - уже около 170 тысяч. Но, как явствует из писем, фильмы нередко смотрели целыми семьями, как телевизор. А если так, общее число наших зрителей может оказаться в разы больше.

Посетители фестиваля пришли на наш сайт из 76 стран мира (против 52 в прошлом году). Среди наших новых зрителей - люди из Исландии, Коста-Рики, Сингапура, Бангладеш, Марокко. Больше всего зрителей - из России, Украины, США, Германии, Израиля, Белоруссии, Италии, Франции и Сербии.

Десятка фильмов, лидирующих по числу просмотров (по мере убывания): "2-АССА-2", "Вы не оставите меня", "Мишень", "Искупление", "Лес", "Русские деньги", "Однажды в провинции", "Человек, который знал все", "В субботу", "Зина. Жила-была". Число голосовавших никак не отражает число посмотревших: к примеру, "2-АССА-2" просмотрели около 5 тысяч зрителей, а проголосовал только 171 человек. Судя по всему, техника голосования не вполне ясна многим посетителям, и мы подумаем о ее усовершенствовании.

Тяга в стране к отечественному кино, как показал фестиваль, много сильнее, чем полагают скептики. Чтобы смотреть фильмы, люди специально искали "точки доступа", с которыми во многих городах и сейчас еще - проблема. Они пытались смотреть интернет-фестиваль в кафе, в библиотеках, и нередко вокруг таких просмотров разворачивались драматичные коллизии. Вот что пишет нам Олег Numerow: "В Рязанской библиотеке им. Горького снова "прикрыли" просмотр онлайн-фестиваля "Российской газеты"! Оказалось, что начальница отдела периодики просто не знала, что идут просмотры, и потому пресекла не сразу, а погодя. Очень жаль, просмотр я заканчиваю, т. к. смотреть мне негде, а уровень рязанских зарплат - около 5-6 тысяч рублей, на хлеб не хватит. Констатация: как и в прошлом году, местные кадры, как могут, препятствуют прогрессу!" Да, странно: библиотеки, созданные для того, чтобы помогать людям встретиться с культурой, становятся на ее пути.

Когда мы ставили в программу одного из дней четыре двухсерийных фильма по пьесам Александра Островского, все понимали рискованность такого хода: в череде достаточно амбициозных и в художественном отношении по-своему изощренных картин честные, но без особых режиссерских вывертов, экранизации классической драматургии могли заведомо проиграть. И вдруг зрители оценили то, чего не могут оценить пресыщенные профи: простоту и одновременно невероятную сложность режиссерской задачи. Олег Бабицкий и Юрий Гольдин хотели донести до публики Островского таким, каков он есть, без натужной "модернизации", без попыток "перетянуть на себя одеяло". Они сосредоточились на работе с актерами, на глубоком проникновении в классические тексты - и этим покорили публику. Зритель, стосковавшийся по классическому слову, заново открывал для себя великого драматурга - и оценки в рейтинге стали зашкаливать.

В кругу бесконечно талантливых мультиков скромный фотофильм "Зина. Жила-была" Александра Белобокова смотрелся пришельцем из какого-то другого кино. Но история любви и потерь, которую рассказали эти ожившие семейные фото, оказалась близка людям и затронула какие-то важные струны их душ. Результат - наивысший балл.

Сегодня в пресс-центре "Российской газеты" состоится торжественное вручение призов нашим лауреатам. Отчет о церемонии - в следующем номере. Тогда и сообщим окончательные статистические данные IV фестиваля "Дубль дв@".

Зрители о фильмах

"Изгнание"

Фильм хорош хотя бы тем, что нет мордобоя и обнаженки, без которой нынешние режиссеры не могут передать ни глубину чувств, ни чистоту помыслов, ни широту души. (Если постельными сценами вообще можно что-то передать, кроме постельной сцены). Фильм - о нашем неумении объяснить и нежелании понять, о неверии близким. Он заставляет задуматься об этом, а стало быть, задачу свою выполнил. Оживший родник вселяет надежду. А в целом впечатление от фильмов этого онлайн-показа мрачное, гнетуще-безысходное. Ей-богу, лучше посмотреть советскую сказку "Кубанские казаки": жизнерадостно, весело, оптимистично и жить хочется.

Ирина

Когда уходит любовь, остается одиночество. Кому-то приходится "убить веру", а кому-то жить с горечью утраты. Хороши актеры - не играют, а живут в фильме. Спасибо.

Таня С.

Наше кино