Он родился 31 марта (12 апреля - по новому стилю) 1888 года в московском доме и прожил всего 6 лет, 10 месяцев и 22 дня, что в сумме составляет 2520 дней.
Лев Толстой считал его своим единственным духовным наследником, что было удивительно: ведь к тому времени у него было уже пятеро сыновей, гораздо старше Ванечки. Но в этом самом позднем ребенке было что-то необыкновенное, что отмечали не только члены большой семьи Толстых. Ванечка не умел сердиться и совершенно не выносил семейных ссор, особенно между отцом и матерью. Многие считали его ангелом во плоти. Незадолго до смерти он спросил Софью Андреевну: "Мама, а правда, что дети, умершие до семи лет, становятся ангелами на небесах?" "Правда", - отвечала встревоженная мать (здоровье у сына было неважное, и некоторые прямо говорили, что он "не жилец на свете"). "Как жаль! - грустно сказал он. - Ведь мне скоро исполнится семь, и я никогда не стану ангелом!" Но семи лет ему не исполнилось.
Он умер от скарлатины зимой 1895 года. И это был, наверное, самый страшный год в жизни семьи. Софья Андреевна утверждала, что именно после смерти Вани Лев Николаевич мгновенно превратился в старика, в чем убеждают и его фотографии тех лет.
Ванечка вместе с матерью стал собственником Ясной Поляны, после того, как в 1892 году Толстой отказался от всей недвижимой собственности в пользу семьи. Но когда его спрашивали: "Ванечка, ты знаешь, что Ясная Поляна принадлежит и тебе тоже?" - ребенок топал ножкой и возражал: "Она не моя! Она всехняя! Так говорит мой папа!"
У него с ранних лет был дар к писательству, и сохранился его рассказ "Спасенный такс", записанный со слов сына Софьей Андреевной. Рассказ был даже напечатан в детском журнале "Игрушечка" за 1895 год, в год смерти его автора. В 6 лет он свободно владел английским, понимал французский и немецкий языки.
Но самое главное, что отмечали все: в этом ребенке было врожденное чувство справедливости. Он заступался за всех: за маму, за папу, за няню, за старших братьев и сестер. Он бывал несчастен и плакал, если ссорился с братом Мишей, и Миша не хотел с ним мириться. Он мечтал о любви и мире всех со всеми, и этим, конечно, напоминал отцу его самого в этом возрасте. Он и внешне был больше всех похож на отца, особенно выражением глаз, глубоких, серьезных...
Толстой страшно переживал смерть своего любимого сына, но все же старался преодолеть это отчаяние верой в Бога. Он даже записал в дневнике о смерти Ванечки: "Великое событие! Благодарю, Отец, благодарю Тебя!" - имея в виду, что его сын просто раньше других воссоединился с Богом. Иначе переживала смерть сына безутешная мать. Именно его смерть стала началом тяжелейшей душевной болезни Софьи Андреевны, от которой она не оправилась до конца дней. Часто она уходила в сад и разговаривала там с Ванечкой. Можно сказать, что со смертью этого ребенка ее семейная жизнь как бы лишилась смысла.
Особенность выставки заключается в том, что она впервые размещена в действующей экспозиции мемориального дома-музея. Никогда раньше выставки здесь не проводились. Выставка располагается в Классной комнате, рядом с Детской.
Цель выставки - познакомить посетителей с семейными ценностями и традициями семьи Толстых, особенностями воспитания их детей, рассказывая о жизни младшего сына; дать представление об увлечениях и занятиях Ванечки, его отношениях с близкими. Посетители смогут увидеть личные вещи Ванечки, находящиеся в закрытой экспозиции Детской комнаты: в шкафчиках, шкатулках, семейных альбомах, также рукописи, письма, рисунки Льва Толстого к роману Жюля Верна, фотографии, детские игрушки конца XIX века из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого.
Перебирая детские вещи, мы учимся читать детскую жизнь, узнавать домашние традиции, ощущать тот воздух, которым дышал ребенок...
Выставку можно будет посетить с 12 апреля по 31 мая ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца.