Это является не только следствием разногласий между обеими сторонами по объемам газопоставок и ценам. Но и политикой российской стороны по росту грузоперевозок, особенно углеводородных, по российским и российско-белорусским артериям.
Из-за падения транзита газа Киев теряет доходы, а экономия РФ за счет "перезапуска" газовых потоков на другие маршруты, по некоторым оценкам, достигает 100 млн долларов за ноябрь 2012 г. - март 2013 г. Однако надежды украинской стороны на быстрый рост транзита азербайджанских или среднеазиатских газа и нефти пока не оправдываются.
Если прежде министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал транзит российского газа на уровне 2012 года, то теперь многие украинские чиновники и эксперты считают, что этот объем упадет, как минимум, на 25% в сравнении с прошлым годом. Впрочем, здесь "теряют" и Молдова с Приднестровьем, так часть российских газопоставок на Балканы и в европейский регион Турции направляется трубопроводу через Украину, Приднестровье и Молдову.
Между тем, меньшее заполнение украинских трубопроводов ведет к росту расходов по их содержанию и обслуживанию. По ряду оценок, эти расходы в Украине могут увеличиться в 2013 году на 15% и больше (в том числе, из-за сокращения транзита российской нефти). Вдобавок, по оценкам украинских отраслевых ведомств, уже есть риск возникновения дефицита газа в машино- и станкостроении, химических отраслях.
Эти тенденции еще в середине марта косвенно признал министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий, отметив, что "наша обязанность - добиться снижения цен на газ из РФ к новому отопительному сезону. Мы не можем это перекладывать на нашу экономику, включая машиностроение и другие отрасли, которые очень зависят от этого".