Днем традиционная прогулка в центре города, а вечером - соревнования. На трибуне рядом со мной расположилась молодая интересная женщина. Оказалось, у нас с Фатимой Валиевой есть общие знакомые в Милане и Москве, где она работает, и в её родной Казани, где в 17 лет Фатима стала "Мисс Татарстана". ..
Спросить, что привело Фатиму на юношеский чемпионат мира по фигурному катанию - на состязания танцоров, с моей стороны было вполне естественно.
- Вы знаете, хотела посмотреть фигуристов на льду. Не на экране телевизора, а вот так, в естественном свете, когда все костюмы танцоров приобретают иное, более органичное воплощение в момент проката...
Давно у вас появилось желание на практике рассказать о своем взгляде на спортивную моду?
Валиева: В юные годы я серьёзно занималась лёгкой атлетикой. Люблю и знаю спорт. Никогда не сомневалась: у спортсменов должен быть свой неподражаемый стиль, строгая красота, безупречный вкус. Расхлябанность не прощается кумирам нигде. Их искусство одеваться может и служит примером для колоссальной группы болельщиков. Кто как не фигуристы - пример для подражания.
Без преувеличения, Фатима в гуще самых интересных событий в мире моды. Недавно она представляла свои работы на Миланской неделе Высокой моды. Не сомневаюсь, профессиональные дизайнеры могут подсказать танцорам, как одеваться стильно не только в обыденной жизни, но и на льду.
Валиева: В фигурном катании, судя потому, что я вижу, почти нет понимания, как подбирать костюмы для программ в соответствии с фигурой, юным или зрелым возрастом. Найти стиль в костюме, учитывая модные тенденции. Неудачный наряд может свести "на нет" все усилия тренера и спортсмена при создании программ, тогда как правильно выбранный дизайн в момент преобразит исполнителя, поможет раскрыть образ, найти столь необходимую индивидуальность исполнителю. Безупречные линия и крой поможет скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства. Очень важно найти фактуру материала. Летящая ткань создаст еще большее ощущение скорости, а плотность материала поможет быть еще более резким и графичным на льду.
Конечно же, спортсмены не идеальные манекены.
- Тем более им необходим профессиональный дизайнер. У меня перед глазами костюмы выдающихся чемпионов в танцах на льду, и их авторство не вызывает сомнения - костюмы делали профессионалы. Здесь, в Милане, когда-то родились костюмы для чемпионов мира в танцах на льду Майи Усовой и Александра Жулина, в которых они катали "Времена Года"Вивальди. Фотографии до сих пор можно встретить в миланских офисах. Превосходный наряд был на Олимпиаде у Марины Анисиной в знаменитом "Фламенго". Cпецифика спортивного дизайна, умение мастера-модельера работать с музыкой - огромный, почти неизведанный пласт в работе известных Кутюрье. Да и "дефиле" на спортивных аренах, как и количество зрителей, в десятки раз больше, чем на любой самой престижной неделе Высокой моды. Но это мысли о будущем. Сегодня мой успех в Милане, где я показала свою новою коллекцию, это как выстрел стартёра на длинную дистанцию профессионального пути. Я так и говорила в многочисленных интервью после показа.
А что уже сегодня вы можете предложить для фигуристов?
Валиева: Если вы имеете в виду выполнение заказов, то предложить можем всё, что в наших силах. Но начинать надо не с этого, а с зарождения идеи. Фантазия рождает образы. Музыка дополняет видение. Начинается работа над рисунком. Сначала в графике - черным, и лишь когда появляется окончательный рисунок, наступает момент для подбора цветовой гаммы. Создать костюм из "ничего" нельзя, нарушить процесс создания тоже нельзя. Всё идёт в строгом порядке. Постигая законы Высокой моды, понимаешь, насколько западное мышление опережает то, с чем мы сталкивались. Живя и работая рядом с выдающимися дизайнерами, стараюсь впитать в себя всё самое лучшее, новое и перспективное в создании современных моделей. Если с таким подходом взяться за моделирование костюмов для российской сборной фигуристов, думаю, это принесёт успех.
Я часто думаю о специфике национального колорита в сценическом костюме и нахожу ответ: успех даже в стиле "а ля рюсс" сегодня будет созвучен времени, если дизайнер опирается на тенденции развития Высокой моды.
Мой наставник по дизайну Вера Владимировна Жулёва, читая лекции и проводя практические занятия в Лондонском колледже или в своей Московском школе, не делает различия в образцах Высокой моды исходя из их национального характера. Если вашу коллекцию приняли в Нью-Йорке, её примут и в Париже, и в Милане, найдет она поклонников и в Москве - у прекрасного нет границ.
Из досье "РГ"
Фатима Валиева родилась в 1985 году в Таджикистане. В 16 лет переехала в Казань. Закончила Химико-технологический институт. В 2002 году завоевала титул "Мисс Татарстан". Была приглашена для сотрудничества в модельное агентство. Несколько лет проработала в Японии и Таиланде. Затем и сама начала пробовать себя в дизайне одежды. Окончила Лондонский "Central Saint Martins College of Art and Design". Работала в Москве, Милане, Лугано. Недавно участвовала в Миланской неделе Высокой моды.
Представляем автора
Семен Белиц-Гейман - знаменитый советский пловец. Призер Олимпийских игр, чемпион Европы, заслуженный мастер спорта. Известный спортивный журналист.