12.04.2013 15:49
Спорт

Фатима Валиева: В фигурном катании нет понимания, как подбирать костюмы

Текст:  Семен Белиц-Гейман (Милан-Москва )
Путешествуя по миру, соревнуясь на водных дорожках или освещая спортивные состязания, всегда находил время прогуляться по памятным местам, полюбоваться красиво одетыми людьми. Старался не замыкаться на одном лишь спорте. Не стал исключением и недавний визит в Милан на юниорский чемпионат мира по фигурному катанию.
Читать на сайте RG.RU

Днем традиционная прогулка в центре города, а вечером - соревнования. На трибуне рядом со мной расположилась молодая интересная женщина.  Оказалось, у нас с Фатимой Валиевой есть общие знакомые в Милане и Москве, где она работает, и в её родной Казани, где в 17 лет Фатима стала "Мисс Татарстана". ..

Спросить, что привело Фатиму на юношеский чемпионат мира по фигурному катанию - на состязания танцоров, с моей стороны было вполне естественно.

- Вы знаете, хотела посмотреть фигуристов на льду. Не на экране телевизора, а вот так, в естественном свете, когда все костюмы танцоров приобретают иное, более органичное воплощение в момент проката...

Давно у вас появилось желание на практике  рассказать о своем взгляде на спортивную моду?

Валиева: В юные годы я серьёзно занималась лёгкой атлетикой. Люблю и знаю спорт. Никогда не сомневалась: у спортсменов должен быть свой неподражаемый стиль, строгая красота, безупречный вкус. Расхлябанность не прощается кумирам нигде. Их искусство одеваться может и служит примером для колоссальной группы болельщиков. Кто как не фигуристы - пример для подражания.

Без преувеличения, Фатима в гуще самых интересных событий в мире моды. Недавно она представляла свои работы на Миланской неделе Высокой моды. Не сомневаюсь, профессиональные дизайнеры могут подсказать танцорам, как одеваться стильно не только в обыденной жизни, но и на льду.

Валиева: В фигурном катании, судя потому, что я вижу, почти нет понимания, как подбирать костюмы для программ в соответствии с фигурой, юным или зрелым возрастом. Найти стиль в костюме, учитывая модные тенденции. Неудачный наряд может свести "на нет" все усилия тренера и спортсмена при создании программ, тогда как правильно выбранный дизайн в момент преобразит исполнителя, поможет раскрыть образ, найти столь необходимую индивидуальность исполнителю. Безупречные линия и крой поможет скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства. Очень важно найти фактуру материала. Летящая ткань создаст еще большее ощущение скорости, а плотность материала поможет быть еще более резким и графичным на льду.

Конечно же, спортсмены не идеальные манекены.

- Тем более им необходим профессиональный дизайнер. У меня перед глазами костюмы выдающихся чемпионов в танцах на льду, и их авторство не вызывает сомнения - костюмы делали профессионалы. Здесь, в Милане, когда-то родились костюмы для чемпионов мира в танцах на льду Майи Усовой и Александра Жулина, в которых они катали "Времена Года"Вивальди. Фотографии до сих пор можно встретить в миланских офисах. Превосходный наряд был на Олимпиаде у Марины Анисиной в знаменитом "Фламенго". Cпецифика спортивного дизайна, умение мастера-модельера работать с музыкой - огромный, почти неизведанный пласт в работе известных Кутюрье. Да и "дефиле" на спортивных аренах, как и количество зрителей, в десятки раз больше, чем на любой самой престижной неделе Высокой моды. Но это мысли о будущем. Сегодня мой успех в Милане, где я показала свою новою коллекцию, это как выстрел стартёра на длинную дистанцию профессионального пути. Я так и говорила в многочисленных интервью после показа.

А что уже сегодня вы можете предложить для фигуристов?

Валиева: Если вы имеете в виду выполнение заказов, то предложить можем всё, что в наших силах. Но начинать надо не с этого, а с зарождения идеи. Фантазия рождает образы. Музыка дополняет видение. Начинается работа над рисунком. Сначала в графике - черным, и лишь когда появляется окончательный рисунок, наступает момент для подбора цветовой гаммы. Создать костюм из "ничего" нельзя, нарушить процесс создания тоже нельзя. Всё идёт в строгом порядке. Постигая законы Высокой моды, понимаешь, насколько западное мышление опережает то, с чем мы сталкивались. Живя и работая рядом с выдающимися дизайнерами, стараюсь впитать в себя всё самое лучшее, новое и перспективное в создании современных моделей. Если с таким подходом взяться за моделирование костюмов для российской сборной фигуристов, думаю, это принесёт успех.

Я часто думаю о специфике национального колорита в сценическом костюме и нахожу ответ: успех даже в стиле "а ля рюсс" сегодня будет созвучен времени, если дизайнер опирается на тенденции развития Высокой моды.

Мой наставник по дизайну Вера Владимировна Жулёва, читая лекции и проводя практические занятия в Лондонском колледже или в своей Московском школе, не делает различия в образцах Высокой моды исходя из их национального характера. Если вашу коллекцию приняли в Нью-Йорке, её примут и в Париже, и в Милане, найдет она поклонников и в Москве - у прекрасного нет границ.

Из досье "РГ"

Фатима Валиева родилась в 1985 году в Таджикистане. В 16 лет переехала в Казань. Закончила Химико-технологический институт. В 2002 году завоевала титул "Мисс Татарстан". Была приглашена для сотрудничества в модельное агентство. Несколько лет проработала в Японии и Таиланде. Затем и сама начала пробовать себя в дизайне одежды. Окончила Лондонский "Central Saint Martins College of Art and Design". Работала в Москве, Милане, Лугано. Недавно участвовала в Миланской неделе Высокой моды.

Представляем автора

Семен Белиц-Гейман - знаменитый советский пловец. Призер Олимпийских игр, чемпион Европы, заслуженный мастер спорта. Известный спортивный журналист.

Спортсмены