Корреспондент "РГ" побывала на слушаниях в Гагаринском районе, проходившими в ДК университета нефти и газа имени Губкина. Зал оказался забитым до отказа еще до семи вечера, когда должны были начаться слушания. По тому, что везде были развешены плакаты против реконструкции, нетрудно было догадаться, какую часть интересов жителей Ленинского представляют собравшиеся. И уже после того, как председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников открыл слушания, стало окончательно понятно, что никаких компромиссных решений здесь найти не удастся. Итоговые слушания лишь стали очередной площадкой по выплескиванию эмоций.
Напомним, что ярые противники и горячие сторонники будущей реконструкции основной магистрали Юго-Западного округа появились в конце прошлого года. Сразу после того, как столичные власти обнародовали свои планы. Первые стали организовывать митинги протеста, вторые - устраивать автомарши за реконструкцию. Разумные доводы есть о обеих сторон. Многие из них прозвучали и на слушаниях, но в итоге все равно утонули в общем крике: "Позор!".
Людей, в частности, пугает, что после того, как проспект станет безсфетофорным, правая и левая его стороны окажутся отрезанными друг от друга. Семь подземных пешеходных переходов, которые предлагаются в проекте, на 12 километров реконструкции не так уж и много. Недовольны жители и возрастающими уровнями шума и загазованности, которые последуют после превращения трассы в скоростную магистраль, а также тем, что из-за расширения дублеров машины будут ехать прямо перед окнами жилых домов. Не верят люди и в то, что строительство трех тоннелей и двух эстакад так уж сильно повысят пропускную способность дороги. В пример приводится, в частности, очень неудачный Волоколамский тоннель, который только увеличил пробки на пересечении Ленинградского проспекта с Волоколамским и Ленинградскими шоссе. Правда, неудачным он получился только в одном направлении - из центра в область. Сейчас в часы пик автомобилисты там могут простоять до часа. Недовольство жителей разделяет и директор Института экономики транспорта и транспортной политики "Высшей школы экономики Михаил Блинкин, который уверен, что реконструкция вряд ли улучшит и "поперечные связи" - пробки, стоящие сейчас перед Ленинским проспектом, просто "переедут" дальше. К примеру, трафик в восточном направлении сначала упрется в "трамвайный перекресток" у Черемушкинского рынка, а затем в Профсоюзную улицу, а в западном - в перекресток с проспектом Вернадского.
Главный инженер НИиПи Генплана Москвы и один из разработчиков проекта реконструкции Ленинского Михаил Крестмейн в беседе с корреспондентом "РГ" постарался дать ответы на самые актуальные вопросы, которые вызывают наибольшую тревогу у жителей.
"Я твердо убежден, что такие страсти вокруг Ленинского кипят либо из-за недоинформированности жителей со стороны местной власти, либо из-за недопонимания деталей реконструкции, - говорит Крестмейн. - Ну, смотрите, нас обвиняют в том, что проспект вплотную подойдет к жилым домам. Я уверяю: ширина проспекта не увеличится ни на сантиметр. Основная трасса как была четырехполосной, так и останется. При этом для автолюбителей будет три полосы. Они существуют и сейчас. Одна полоса на Ленинском уже отдана общественному транспорту. Так вот - эта полоса в некоторых участках претерпит реконструкцию, так как на протяжении всего Ленинского будет идти поверху. В три проектируемых тоннеля уходят три полосы для личного автотранспорта". Местные боковые проезды, которые в свое время создавались для подъезда к домам, останутся в существующих границах. И никакой общественный транспорт, уверяют Крестмейн, ходить под окнами не будет.
Что касается шума, то на проспекте и сейчас не тихо, а в дальнейшем в районах, где он будет сильно повышен, например, там, где пройдут эстакады, жителям поставят за счет города пластиковые окна. "По поводу увеличения загазованности я вообще не понимаю претензий: это же аксиома, что движущийся автотранспорт наносит меньший вред экологии, чем стоящий в пробках", - считает Крестмейн. Он также пояснил, что наземные пешеходные переходы сохранятся на крупных перекрестках над тоннелями или под эстакадами. Там, где они сейчас и есть. Просто их модернизируют. Семь же новых подземных переходов, заявленных в проекте, будут в тех местах, где сейчас существуют светофоры, но нет никаких пересечений с другими крупными магистралями.
"Увеличение пропускной способности на Ленинском, по нашим расчетам на 30-40 процентов, произойдет именно благодаря организации непрерывного движения, - отмечает Михаил Крестмейн. - Ведь там, где существуют светофоры, в час проходит до 800 машин, а там, где есть тоннели и эстакады, - до 1,5 тысяч".
Крестмейн пообещал учесть все разумные замечания москвичей (например, о том, что в одном месте забыли спроектировать пешеходный тротуар, на что обратил внимание местный житель) в обобщенном виде в течение ближайшего месяца представят в столичный стройкомплекс. Ранее в беседе с журналистами его глава Марат Хуснуллин заявлял, что считает выработанный сейчас проект разумным, просчитанным и необходимым городу. "Там, где важен облик города, - строятся тоннели, - подчеркивает Хуснуллин. - Там, где никаких исторических объектов и красивых видов нет, - запланированы эстакады. Лично я, конечно, всегда бы строил только тоннели, но это сильно повышает стоимость проекта. Значит, придется отказываться от социальных объектов: новых школ, детских садов, больниц. Приходится соблюдать экономический баланс".
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин, встречаясь с муниципальными депутатами Западного округа, подчеркнул, что в своем нынешнем виде столичные дороги не способны обеспечивать нормальное транспортное обслуживание города. "Москвичи теряют в пробках сотни часов своей жизни, - заметил мэр. - Многие инвесторы начинают обходить стороной наш город, где невозможно в разумное время проехать из одного конца в другой. Через несколько лет это может привести к снижению личных доходов москвичей и сокращению доходов бюджета, из-за чего невозможно будет в полной мере выполнять социальные обязательства. Считаю, что на сегодняшний день выработан наиболее оптимальный проект, который позволит сохранить исторический облик Ленинского проспекта и существенно улучшить экологию за счет уменьшения транспортных заторов".