Губернаторы тоже опасаются, что такая мера "обесточит" их доходы. Транспортный налог "вливается" в местные дорожные фонды, из которых берутся средства на ремонт и поддержание дорог, строительство новых трасс и т.п. А акцизы идут в общий федеральный "котел".
В прошлом году больше стали говорить уже про экологический сбор, который сначала планируют "обкатать" на грузовиках и коммерческом транспорте. В Минфине уверены, что транспортный налог, в конце концов, должен быть заменен экологическим. При его расчете будет учитываться объем и экологический класс двигателя, а также возраст автомобиля. В результате новые "экомобили" получат серьезные понижающие коэффициенты. Эту инициативу поддерживает и Минпромторг, в задачи которого входит развитие автомобильной промышленности.
Спор о судьбе транспортного налога ведется уже несколько лет. Основных вариантов сегодня три: оставить все как есть (именно по этому пути мы пока и идем), "внедрить" транспортную "подать" в стоимость бензина или заменить ее экологическим налогом. Имеется и экзотический вариант - привязать транспортный налог только к пробегу автомобиля, как это делается в Голландии. Но нам это явно не подходит - автолюбители-умельцы сразу начнут скручивать спидометры.
Цель реформы транспортного налога - обновить российский автопарк, который в большинстве регионов уже напоминает передвигающееся кладбище металлического секонд-хенда. Задача непростая: на автомобили старше 10 лет сейчас приходится более 50% парка. Такие машины потребляют много горючего, наносят ущерб природе и сильно изнашивают дорожное покрытие. Поэтому тот, кто много ездит, и платить должен больше. Для того чтобы компенсировать отмену налога нужно в стоимость горючего включить платеж, составляющий 3-6 процентов от стоимости бензина, подсчитали специалисты.
Это приведет не только к увеличению цен на топливо, но и разгонит инфляцию, указывают налоговики. Потому что горючее - существенная составляющая стоимости всех товаров, начиная от хлеба и заканчивая промышленным оборудованием.
Сторонники "включения" транспортного налога в стоимость горючего, наоборот, считают, что с помощью этой меры мы решим много проблем. Во-первых, у людей появится стимул покупать более современные машины, потребляющие меньше бензина. Второе - появится спрос на гибридные автомобили и электромобили, за которыми, поговаривают, будущее. Третье - появится возможность обложить реальным сбором физических лиц, которые используют личный транспорт в коммерческих целях.
Другое дело, что технически "привязать" налог к стоимости бензина будет не просто. В России отсутствует единая компьютерная сеть, в которую стекалась бы информация со всех АЗС (подобная система действует, например, в США, где налог "включен" в бензин). Создать ее с нуля? На это потребуется уйма денег, взять которых неоткуда.
"Автомобилистам все равно, каким налогом их обкладывают и как он распределяется. Им важно знать, что их деньги реально расходуются на строительство и ремонт дорог", - говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков, выступающий за отмену налога и включения его в стоимость топлива.
Замена транспортного налога на экологический - достаточно шаткий путь, считает эксперт. Его цель - заставить людей менять свои старые автомобили на новые. Но те, у кого есть на это деньги и так обновляют автомобиль в течение трех лет. А остальные просто не имеют такой возможности.
"Управление транспортным средством - это всегда высокие риски, связанные с ДТП, нанесением ущерба здоровью пешеходов и т.п. Их нужно как-то страховать. Если человек не может потратить 150-200 тысяч рублей на то, чтобы доплатить за новый, более современный автомобиль, ему не место на дороге", - категоричен директор Аuto-dealer.ru Олег Дацкив.
По его мнению, наиболее разумным шагом была бы как раз замена транспортного налога экологическим. Хотя его параметры пока находятся в стадии разработки. Эксперт считает, что российская норма "выбытия" автомобилей должна быть сопоставима с развитыми странами и составить 6-8 процентов автопарка. Другими словами, ежегодно должны списываться в утиль около 3 миллионов развалюх. Это примерно соответствует годовому уровню продаж транспортных средств в России.