15.04.2013 00:40
Экономика

Налоговики против включения транспортного налога в стоимость топлива

ФНС против включения в стоимость бензина транспортных сборов
Текст:  Алексей Аронов
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (6057)
Федеральная налоговая служба выступила против отмены транспортного налога и включения его в стоимость топлива. В противном случае пострадают регионы, чьи бюджеты во многом формируются за счет этого сбора, пояснило ведомство.
Читать на сайте RG.RU

Губернаторы тоже опасаются, что такая мера "обесточит" их доходы. Транспортный налог "вливается" в местные дорожные фонды, из которых берутся средства на ремонт и поддержание дорог, строительство новых трасс и т.п. А акцизы идут в общий федеральный "котел".

В прошлом году больше стали говорить уже про экологический сбор, который сначала планируют "обкатать" на грузовиках и коммерческом транспорте. В Минфине уверены, что транспортный налог, в конце концов, должен быть заменен экологическим. При его расчете будет учитываться объем и экологический класс двигателя, а также возраст автомобиля. В результате новые "экомобили" получат серьезные понижающие коэффициенты. Эту инициативу поддерживает и Минпромторг, в задачи которого входит развитие автомобильной промышленности.

Спор о судьбе транспортного налога ведется уже несколько лет. Основных вариантов сегодня три: оставить все как есть (именно по этому пути мы пока и идем), "внедрить" транспортную "подать" в стоимость бензина или заменить ее экологическим налогом. Имеется и экзотический вариант - привязать транспортный налог только к пробегу автомобиля, как это делается в Голландии. Но нам это явно не подходит - автолюбители-умельцы сразу начнут скручивать спидометры.

Цель реформы транспортного налога - обновить российский автопарк, который в большинстве регионов уже напоминает передвигающееся кладбище металлического секонд-хенда. Задача непростая: на автомобили старше 10 лет сейчас приходится более 50% парка. Такие машины потребляют много горючего, наносят ущерб природе и сильно изнашивают дорожное покрытие. Поэтому тот, кто много ездит, и платить должен больше. Для того чтобы компенсировать отмену налога нужно в стоимость горючего включить платеж, составляющий 3-6 процентов от стоимости бензина, подсчитали специалисты.

Это приведет не только к увеличению цен на топливо, но и разгонит инфляцию, указывают налоговики. Потому что горючее - существенная составляющая стоимости всех товаров, начиная от хлеба и заканчивая промышленным оборудованием.

Сторонники "включения" транспортного налога в стоимость горючего, наоборот, считают, что с помощью этой меры мы решим много проблем. Во-первых, у людей появится стимул покупать более современные машины, потребляющие меньше бензина. Второе - появится спрос на гибридные автомобили и электромобили, за которыми, поговаривают, будущее. Третье - появится возможность обложить реальным сбором физических лиц, которые используют личный транспорт в коммерческих целях.

Другое дело, что технически "привязать" налог к стоимости бензина будет не просто. В России отсутствует единая компьютерная сеть, в которую стекалась бы информация со всех АЗС (подобная система действует, например, в США, где налог "включен" в бензин). Создать ее с нуля? На это потребуется уйма денег, взять которых неоткуда.

"Автомобилистам все равно, каким налогом их обкладывают и как он распределяется. Им важно знать, что их деньги реально расходуются на строительство и ремонт дорог", - говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков, выступающий за отмену налога и включения его в стоимость топлива.

Замена транспортного налога на экологический - достаточно шаткий путь, считает эксперт. Его цель - заставить людей менять свои старые автомобили на новые. Но те, у кого есть на это деньги и так обновляют автомобиль в течение трех лет. А остальные просто не имеют такой возможности.

"Управление транспортным средством - это всегда высокие риски, связанные с ДТП, нанесением ущерба здоровью пешеходов и т.п. Их нужно как-то страховать. Если человек не может потратить 150-200 тысяч рублей на то, чтобы доплатить за новый, более современный автомобиль, ему не место на дороге", - категоричен директор Аuto-dealer.ru Олег Дацкив.

По его мнению, наиболее разумным шагом была бы как раз замена транспортного налога экологическим. Хотя его параметры пока находятся в стадии разработки. Эксперт считает, что российская норма "выбытия" автомобилей должна быть сопоставима с развитыми странами и составить 6-8 процентов автопарка. Другими словами, ежегодно должны списываться в утиль около 3 миллионов развалюх. Это примерно соответствует годовому уровню продаж транспортных средств в России.

 

Налоги