13.04.2013 10:36
Экономика

В Новосибирске прошло первое обсуждение агломерации

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6054)
В Новосибирске прошло первое публичное обсуждение концепции пространственного развития агломерации. По численности населения она станет третьей в стране после московской и санкт-петербургской.
Читать на сайте RG.RU

Всего в России сегодня выделяют до двадцати агломераций. Судя по всему, уже в скором будущем к ним добавится еще одна - завершена работа по сбору информации, определению состава и границ новосибирской. О своем намерении участвовать в проекте заявило руководство близлежащих к Новосибирску городов и двенадцати районов области, а также научных центров. Их главы уже подписали с правительством региона соответствующие соглашения. Общая площадь этих территорий - 36,75 тысячи квадратных километров, причем самая удаленная от Новосибирска находится на расстоянии 75 километров. Площадь же непосредственно агломерации, по предварительным расчетам, превысит десять тысяч квадратных километров.

- Все регионы страны сегодня жестко конкурируют за инвестиции. Мы рассчитываем на синергетический эффект от комплексного развития территории, который получит экономика как районов области, так и Новосибирска. Сейчас нам нужно определить драйверы экономического роста, - заявил министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин на публичных слушаниях.

Для разработки эффективной схемы территориального планирования агломерации, окончательный вариант которой должен быть готов в середине 2013 года, был привлечен консорциум компаний, в том числе федеральное ОАО "Гипрогор" и международный консультант Ove Arup & Partners International Ltd (Великобритания). По расчетам экспертов, зонами опережающего развития станут четыре территории. Это города на юге агломерации - Искитим и Бердск, где складывается кластер строительных материалов, изделий и конструкций. Аэропорту Толмачево (город Обь) отведена роль главного узла развития в западной части агломерации: к так называемому  "Аэрополису" прилегают промышленно-логистический парк и крупная деловая зона "Новосибирск Экспоцентр" с перспективой развития гостиничного комплекса. Эта территория, к которой стягиваются федеральные трассы, также охватит город Обь и станет новым центром с потенциалом до пятидесяти-шестидесяти тысяч рабочих мест. Академгородок, наукоград Кольцово и поселок Краснообск, которые свяжет автомобильный Восточный обход, образуют зону под условным названием "Наукополис". Наконец, еще одним центром перспективного развития будет сам Новосибирск.

- Это накладывает определенные обязательства на город, который должен принять столичные функции. Прежде всего, это касается развития транспорта - нужно строить метро и линии скоростного трамвая. Областной центр должен быть максимально доступным для людей, проживающих в других точках агломерации, - считает главный архитектор компании "Гипро-гор" Константин Неустроев.

Разработчики отметили, что много лет занимаются формированием агломераций, но впервые столкнулись с тем, что города и муниципальные образования, входящие в нее, уже являются точками роста экономики региона.

Тем не менее главный специалист по градостроительным программам "СибНИИградостроительства" Сергей Заусаев считает, что существующие территориальные планы социально-экономического развития плохо стыкуются между собой.

По мнению эксперта, начатая работа должна привести к снятию многих противоречий, которые накоплены на огромной территории.

- Агломерация создаст новый масштаб развития всего региона, будет способствовать организации новых производств, - уверен Сергей Заусаев.

Мэр наукограда Кольцово Николай Красников рассчитывает, что с появлением агломерации небольшим муниципальным образованиям станет легче решать многие проблемы, например - транспортной доступности территории.

- Надеюсь, агломерация не окажется еще одной административной единицей, а будет важным механизмом, с помощью которого мы сможем реализовывать свои планы и взаимодействовать с государственными органами. При ее создании обязательно нужно учитывать индивидуальность каждой территории и ее генеральные планы, - убежден Красников.

Автоматическое присоединение территорий к Новосибирску его мэр Владимир Городецкий полагает неправильным - "это ничего не даст". По его информации, вокруг областного центра запланировано создать территорию более эффективного роста экономики, в том числе за счет развития инженерной, транспортно-логистической и социальной инфраструктур. Однако проектом не предусмотрено решение одной из важных проблем мегаполиса - нехватки земельных участков под жилищную застройку.

Говоря о численности населения будущей агломерации, главный экономист проекта Наталья Удовенко отметила ее рост, причем за счет основного источника - миграционного потока.

Так, в 2011 году число проживающих на территориях, включенных в агломерацию, составляло 2,2 миллиона человек, к 2032-му, по расчетам экспертов, достигнет 2,4 миллиона. При этом численность людей трудоспособного возраста за рассматриваемый период прирастет всего на 136 тысяч человек. Министр Денис Вершинин назвал данный прогноз пессимистическим - он наде- ется, что в реальности цифры будут другими.

Некоторые из участников совещания выразили опасение: не приведет ли создание агломерации к усилению центра и еще большему расслоению уровня жизни между ним и отдаленными муниципальными образованиями. Мол, к периферии интерес невелик, в том числе и у инвестора. Заместитель директора института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селиверстов заверил, что агломерация с ее перспективными зонами и отраслевыми кластерами, наоборот, послужит импульсом для развития всей огромной территории.

Убедили ли доводы экспертов районных глав? Если и убедили, то не всех. На прямой вопрос корреспондента "РГ" - "Чего вы лично ждете от создания агломерации?" - многие руководители территорий ответить затруднились.

Экономика Новосибирск Сибирь