16.04.2013 00:44
Экономика

У России достаточно инструментов для поддержки предприятий

У России достаточно инструментов поддержки предприятий
Текст:  Евгения Мамонова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №14 (892)
По расчетам Всемирного банка, членство России в ВТО в течение первых трех лет принесет стране около 3,3% ВВП. Однако в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитали, что Россия ежегодно будет терять 7,2 млрд долларов (или 1% ВВП), причем 4 млрд долларов придется на российский агропром.
Читать на сайте RG.RU

В связи с этим вопрос господдержки отечественного производства становится как никогда актуальным. Несмотря на ограничения, накладываемые правилами ВТО, в распоряжении РФ остается достаточное количество эффективных инструментов поддержки. "ВТО определяет ограниченный круг мер, регулируемых правилами субсидирования, однако к нему относится гораздо больше инструментов, чем мы знаем", - уверена начальник отдела товаров департамента торговых переговоров минэкономразвития Анастасия Астахова. Помимо прямого перечисления бюджетных средств, возможно введение госгарантий по кредитам, льготное предоставление товаров и услуг.

Кроме того, существует система исключительных тарифов. По правилам ВТО предприятие, для перевозки товаров которого используется льготный исключительный тариф, получает субсидию в форме предоставления услуг государства на льготных условиях. Также возможны меры по поддержке доходов или спроса. Например, если к предприятию - производителю готовой продукции перевозятся товары отечественного производителя, расположенного в том же регионе. Льготный исключительный тариф может предоставляться и при перевозке товаров на экспорт.

"Теперь в условиях ВТО нам доступны такие инструменты, которые уже не первый год применяются во всех развитых странах, - считает вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. - Например, активную позицию заняло Российское агентство по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР), которое является гарантом того, что кредит будет возвращен. Такая гарантия повышает конкурентоспособность компании на международном рынке". Также в качестве поддержки экспорта зачастую используется система экспортных кредитов. И хотя производителей-экспортеров поддерживать нельзя, можно помочь потребителям, предоставляя им льготные условия по финансовой сделке. Наиболее распространенный инструмент - субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам, а также предоставление госгарантий и страховок при экспорте промтоваров.

"В Европе такие инструменты широко используются, - говорит Анастасия Астахова. - И поскольку ограничений здесь нет - это считается легальной практикой в случае, если те лимиты поддержки и конкретные условия по страховкам, гарантиям и процентным ставкам соответствуют базовым принципам заключенного в рамках ОЭСР соглашения по экспортным кредитам. Базовый принцип этого соглашения заключается в том, что он устанавливает определенные лимиты и стремится к тому, чтобы меры господдержки в сфере экспортного кредитования были максимально приближены к рыночной практике. Меры поддержки позволительны, но они придерживаются определенных критериев и лимитов, выше которых предоставлять господдержку невозможно. Поэтому, предоставляя экспортные кредиты, мы должны следить за тем, чтобы ставка, которую мы получаем по итогам субсидирования, не была ниже устанавливаемого в рамках ОЭСР уровня".

В Роcсии наиболее часто используются так называемые специфические субсидии, к которым относятся меры поддержки, ограниченные отдельным предприятием, отраслью промышленности или группой отраслей. К специфическим субсидиям относится поддержка предприятий какого-то конкретного региона, например, льготы резидентам особых экономических зон. "Прямая поддержка производителей промышленной продукции правилами ВТО не запрещена, даже если это какой-то конкретный производитель или ограниченное число производителей, - уверена Анастасия Астахова. - Такие меры поддержки мы можем сохранить и продолжать реализовывать в условиях ВТО".

Теоретически против таких мер поддержки могут быть применены компенсационные пошлины против субсидированных товаров. Однако для этого необходимо установить и доказать ущерб от предоставления субсидий. Поскольку такая процедура довольно трудна, мало кто к ней прибегает.

Существует еще одна актуальная для РФ категория мер поддержки: так называемые горизонтальные меры поддержки или "зеленые" субсидии, к которым относятся субсидии, не ограниченные отраслью, а ограниченные по экономическим критериям. Самый распространенный пример - это поддержка малого и среднего бизнеса. По данным отчета о предоставленных субсидиях странами - членами ВТО, около 90% всех выделяемых субсидий предоставляется именно в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства. В особенности эта тенденция характерна для Евросоюза.

Помимо поддержки малого и среднего бизнеса также возможна поддержка в рамках НИОКР. Она может быть реализована в полной мере, так как никаких отраслевых ограничений здесь нет. Также субсидии могут быть направлены на развитие энергосберегающих технологий в производстве. Сейчас это одно из самых популярных направлений в странах - членах ВТО. Хорошим вариантом может быть направление субсидий на создание новых рабочих мест. Например, поддержка моногородов. "Понимание субсидий в российском законодательстве и в рамках ВТО различны, - считает Анастасия Астахова. - То, что мы относим к мерам поддержки, вполне возможно, что не попадет в категорию "субсидии" по правилам ВТО". Однако, несмотря на господдержку, отечественным производителям расслабляться рано.

Промышленность