16.04.2013 00:20
Общество

Владимир Кашин: В России необходимо разработать Экологический кодекс

Ни один нефтеперерабатывающий завод в России сегодня не решил проблему нефтешламов
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №14 (892)
Сегодня в Москве открывается II Московский межотраслевой форум "Комплексный подход к обеспечению промышленной и экологической безопасности в современных условиях". На нем ученые, политики и представители бизнеса обсудят вопросы, касающиеся текущих и планируемых изменений в законодательстве, аспекты работы института саморегулирования в сфере промышленной безопасности, механизм страхования ответственности опасных производственных объектов, а также инновационные технологии и подходы в обеспечении промышленной безопасности.
Читать на сайте RG.RU

Одна из главных тем - насущные проблемы защиты окружающей среды. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин рассказал корреспонденту "Российской бизнес-газеты" об этих проблемах.

- Какое звено в системе экологической безопасности можно считать наиболее слабым?

- Проблем у нас много - и в области государственного экологического надзора, и в области производственного и общественного экологического контроля. В последнее время на это стали больше обращать внимания, экологические проблемы были предметом рассмотрения на заседании Госсовета. Мы, законодатели, также разделяем эту обеспокоенность. В портфеле нашего комитета находятся десятки законопроектов, направленных на снижение прессинга на окружающую среду. В первую очередь это базовый закон об экологическом нормировании. Сегодня на этом принципе наилучших доступных технологий построено законодательство всех развитых стран. Главная его особенность заключается в том, что он исходит из современных технологических достижений, основывается на показателях передовых технологий современного производства. Этот закон находится в высокой степени готовности. Однако его продвижение наталкивается на серьезное сопротивление прежде всего со стороны бизнеса. У нас около пятнадцати видов государственного экологического надзора и у каждого из них есть свои проблемы.

- Какой сектор промышленности сейчас наиболее опасен для окружающий среды?

- Очень многие, но хочу особо остановиться на проблеме нефтешламов и загрязнения почвы нефтепродуктами. Сегодня ни один из нефтеперерабатывающих заводов не может похвастаться, что он решил проблему нефтешламов. Всего их на начало 2012 года в стране насчитывалось 1630. Ежегодно у нас происходят десятки тысяч прорывов нефтепроводов. Площадь земель, загрязненных нефтью, сегодня составляет почти 5 тысяч гектаров. Это не считая загрязненной земли вокруг нефтяных баз, аэродромов, бывших мест нефтедобычи. Не менее острой проблемой является рекультивация земель, нарушенных в результате ведения горнодобывающих работ и захламленных отвалами породы. К этому надо добавить брошенные земли, их более 40 миллионов гектаров. И они сегодня становятся очагами размножения вредителей и возникновения пожаров. Я уже не говорю об опустынивании земель, о деградации черноземов. Все это свидетельствует о существенных недостатках экологического надзора и контроля, служб кадастра и регистрации.

- Каково состояние дел с вредными выбросами в атмосферу?

- Более 50 процентов населения страны дышит воздухом, в котором предельно допустимая концентрация вредных веществ превышена в 6-10 раз. Не лучше обстоят дела и с водными объектами. Они загрязняются неочищенными стоками, здесь процветает вседозволенность, безнаказанность. И одна из главных причин такого положения - слабость экологического контроля, а также ущербность Водного кодекса РФ. Именно по этим причинам водные объекты лишились защитных зон. Земли водного фонда остались лишь в виде дна объекта, идет ломка береговых линий, отдельным дельцам удается даже строить эллинги в теле дамб.

- Еще одна очень важная проблема - оборот твердых бытовых отходов.

- Это действительно так. С каждым годом страна все в большей мере превращается в свалку. У нас перерабатывается всего лишь около 10-15 процентов бытовых отходов. Остальное идет на захоронение. Мы все тащим на полигоны, они все переполнены и по высоте, и по профилю. Грязь сочится, дымится, и все это тащится в наши реки, в наши подземные воды, в атмосферу. Даже нынешний несовершенный мониторинг и контроль кричат о необходимости нашего общего действия, для того чтобы у нас появились сортировальные, перерабатывающие предприятия, чтобы внедрялись современные технологии, как это имеет место, например, в Европе. Но для этого необходим иной государственный подход и совершенно другой объем инвестиций. На четыре миллиарда тонн отходов в год иметь 240 перерабатывающих заводов, 50 сортировальных и 10 мусоросжигательных, понятно, это ничто. С такой технической базой нам не сдвинуться с места. Здесь необходим серьезный государственный подход.

- А куда смотрят контролирующие органы? Они что, не в состоянии с этим справиться?

- Вместо усиления контроля идет сокращение числа контролеров. Сокращение существенное, фактически на 30 процентов. Сегодня их общая численность составляет на всю страну около двух тысяч человек. Форма у инспектора генеральская, а зарплата нищенская, на уровне 8-12 тысяч рублей в месяц, на которые невозможно прожить. Это проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

- Кто является главными загрязнителями?

- Компании по добыче полезных ископаемых, то есть те, кто в основном формирует доходную часть бюджета. А вот если посмотреть, сколько средств выделяется из федерального бюджета на охрану окружающей среды, то окажется, что это всего лишь 0,2 процента расходной части. Мы руководству страны не раз об этом говорили. Получается, что на словах власть обеспокоена сложившейся экологической ситуацией, а на деле финансирование их решения идет по остаточному принципу. Если обратиться к опыту развитых стран, то там подход совершенно иной. Там финансирование природоохранных мероприятий составляет и 1, и 2, и 3 процента, и не от расходной части бюджета, а от ВВП. Нам надо менять здесь отношение к финансированию сохранности природы. Наши проблемы за нас никто решать не будет.

- А что можно предпринять с точки зрения законодательства?

- Думаю, что с принятием новой редакции федерального закона об отходах производства и потребления ситуация изменится в лучшую сторону. Копеечные штрафы для нарушителей скорее их поощряют, чем наказывают. Должна быть другая и гражданская, и уголовная ответственность, чтобы земля горела под ногами у нарушителей. И в этом деле большую надежду мы связываем с налаживанием общественного контроля. Мы считаем актуальным с точки зрения защиты окружающей среды, контроля за ее состоянием разработку и принятие обобщенного законодательного акта в виде Экологического кодекса. И работу над этим документом нельзя откладывать в долгий ящик. В нем должны найти отражение и экологический аудит, и экологическое страхование, и все то, что сегодня мешает взаимодействию инспекторов, службы экологического надзора и контроля с исполнительной властью. Но защита окружающей среды, экологическая безопасность России - это забота не только государственной службы экологического контроля, но и каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений, цветущую страну, а не чадящую свалку мусора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология