16.04.2013 00:46
Экономика

Продавцы коттеджей заманивают покупателей экологической застройкой

Девелоперы коттеджных поселков заманивают клиентов приставкой "эко"
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №14 (892)
Пик сделок на рынке загородной недвижимости приходится на апрель. Чтобы привлечь покупателей, застройщики коттеджных поселков используют самые разные маркетинговые ходы. Один из самых популярных в этом сезоне - позиционирование поселка как экологичного или "зеленого".
Читать на сайте RG.RU

Каким параметрам должны соответствовать экологичные поселки?

- Во-первых, дом должен быть построен из экологически чистых материалов, например, из дерева, соломы, глины, - считает президент НП "СРО "Альянс строителей" Александр Халимовский. - Бревенчатый сруб или конструкция из бруса в определенной мере могут претендовать на звание экодома. И, во-вторых, строение должно быть полностью автономным, то есть водо-, электроснабжение и отопление должны осуществляться с использованием альтернативных возобновляемых источников энергии. Также должны присутствовать системы переработки отходов.

Кроме того, поселок должен располагаться в экологически чистом месте, в окружении зелени и подальше от промышленных предприятий, транспортных магистралей и свалок. А к воде, наоборот, поближе. Важным параметром экологичных домов также является их естественность с точки зрения архитектурно-пространственного решения: коттеджи должны быть грамотно вписаны в окружающий ландшафт, а земельные участки по возможности сохраняются в первозданном виде.

Однако, по данным исследования "Метриум групп", у большинства подмосковных застройщиков собственные представления о том, что на Западе называют Green development. Приставка "эко" в 80% случаев используется девелоперами только из-за удачного расположения поселка в окружении леса и в лучшем случае - водных зон. Только 15% застройщиков позиционируют свой продукт как "зеленый" не только из-за расположения, но и за счет применения в строительстве домов соответствующих технологий. Еще 5% поселков относят свои проекты к экопродукту за счет особенного подхода в архитектуре.

Может, застройщики, которые пиарят свои поселки как экологичные, зря стараются? "Рыночный спрос на "зеленое" строительство в России есть, но о массовом строительстве экологичных домов пока говорить рано, - считает гендиректор строительной корпорации "Баркли" Андрей Тясто. - В нашей стране у потребителей не такая сильная мотивация, как в Европе, так как стоимость энергоресурсов в России существенно ниже. Также большинство строительных компаний нуждаются в поддержке и стимулировании со стороны государства хотя бы на начальном этапе, когда движение "зеленого" строительства только набирает обороты. Но реальной поддержки государства в виде конкретных законов, дающих преференции инициаторам зеленого строительства, нет до сих пор".

"Поэтому неудивительно, что большинство построенных и успешно реализуемых проектов с приставкой "эко" относится в большей степени к их месторасположению, а не к технологиям строительства, - добавляет Александр Халимовский. - В большинстве случаев строящиеся объекты - это энергоэффективные дома, в строительстве которых применялись те или иные "зеленые" технологии. По моим оценкам, доля энергоэффективных "зеленых" домов составляет 20-30%, а вот настоящие экодома в Подмосковье - это пока единичные проекты".

Практика показывает, что у российских застройщиков нет стимула внедрять "зеленые" технологии прежде всего из-за относительно низкой стоимости наших энергоресурсов (отопление, газоснабжение). А самое главное, как рассказали в "Метриум групп", подобные технологии недешевы в своем исполнении, поэтому редко используются даже в элитке, не говоря уже о массовом сегменте. Однако сами застройщики готовы поспорить с этим утверждением. Так, Андрей Тясто утверждает, что строительство дома экономкласса с применением зеленых технологий будет стоить всего на 2-4% дороже обычного. По его словам, даже эксклюзивный проект с применением сложных инженерных технологий увеличивается в стоимости всего на 10 - 15%.

"Внедрение "зеленых" технологий повышает себестоимость проекта, что, конечно же, отражается на конечной цене, - вступает в спор Мария Литинецкая. - Тогда как для россиян сегодня на первом месте бюджет покупки. Даже в сегментах бизнес- и элитного жилья покупатели стали более остро реагировать на цену. При таком подходе, к сожалению, критерий экологичности жилья отходит на второй план".

По данным "Метриум групп", диапазон цен на готовые дома в псевдоэкопоселках варьируется от 1,55 млн до 84,6 млн рублей. Но если клиент переплатил за экологичность поселка, который таковым не является, застройщик ответственности не понесет.

"Я пока не слышал, чтобы девелопера наказали за необоснованное использование приставки "эко", - говорит Александр Халимовский. - Сложно уличить застройщика в заведомой подмене понятий. Потому что непонятно, какие параметры изначально вкладываются в определение продаваемого объекта. Вполне возможно, что дом построен в экологически чистом районе и при его возведении был нанесен минимальный вред природе, но при этом использовались традиционные материалы - бетон, металл, стекло. С определенной натяжкой такой объект можно назвать экологичным домом, но, по сути, он таковым не является. В большинстве случаев речь может идти об энергоэффективных домах".

По мнению руководителя центра экологической сертификации "Зеленые стандарты" Рашида Исмаилова, действующее законодательство не позволяет применять санкции к таким недобросовестным девелоперам. "Чтобы иметь основание называть поселок или дом экологическим жильем, необходимо проводить оценку соответствия и иметь подтверждающие документы от компетентных организаций, - полагает эксперт. - То, что сейчас девелоперы называют экопоселками, не более чем маркетинговый ход, они попросту спекулируют на теме экологии".

Недвижимость