Сейчас в электронный вид переведено только половина услуг от планируемого объема. На портале госуслуг зарегистрировано 20 миллионов пользователей. По итогам прошлого года 25 процентов граждан знали о существовании портала (прирост на уровне пяти процентов к 2011 году), но пользуются его возможностями менее 10 процентов россиян (плюс три процента).
- Существующий функционал востребован гражданами, но он находится в далеко не идеальном состоянии. В особенности единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) используется мало и неэффективно, по моему ощущению за последний год мы наблюдаем если не движение назад, то стагнацию. Складывается ощущение, что федеральный центр занимается тактическими задачами, а регионы заняли выжидательную позицию, - заявил в своем выступлении член Совета Федерации Руслан Гаттаров.
Заместитель министра связи и информационных технологий РФ Олег Пак с термином "стагнация" не согласился, приведя данные по количеству запросов к федеральным сервисам. Если в середине 2012 года их было порядка 2,5 миллиона, то сейчас этот показатель вырос до 10 миллионов. "Такая же ситуация с количеством заявок на портале госуслуг. 20 процентов граждан уже сейчас хотят получать государственные услуги в электронном виде. Другое дело, что ведомства хорошо рапортуют о готовности своих сервисов, а регионы говорят, что по факту они не работают", - обозначил проблематику чиновник.
Практические задачи, стоящие перед ответственными за реализацию проектов в области предоставления электронных госуслуг, перечислил в своем докладе директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ Алексей Козырев. Первая и самая важная задача, с которой, пожалуй, согласятся все те, кто имеет опыт пользования порталом - это упростить процедуру регистрации. "Мы хотим многоходовую комбинацию свести к регистрации в одно касание, позволяющей сразу же воспользоваться возможностями портала", - пояснил Козырев.
Другой важный момент - собственно функциональность портала. "Пользователи говорят, что сейчас портал - это, скорее, информационный справочник, нежели операционная площадка, где можно получить услуги", - говорит Козырев. Ключевым фактором является создание единых стандартов оказания различных государственных услуг в регионах - так, чтобы на федеральном канале появились общие для всех шаблоны. Немаловажный момент - разработка интерфейса, способного учитывать различные устройства, посредством которых граждане получают госуслуги в электронном виде.
В ближайшее время департамент развития электронного правительства Минкомсвязи РФ планирует закончить работу по стандартизации форматов предоставления сведений регионами в федеральные органы. 29 апреля завершится процедура тестирования, затем следует утверждение форматов, после чего субъекты получат возможность предоставлять сведения по единым форматам.
Кроме того, на ближайшую перспективу запланировано создание единого ситуационного центра, который взаимодействовал бы с системой поддержки СМЭВ, потребителями и поставщиками услуг. Центр будет заниматься контролем всех возникающих проблем и их устранением. Планируется, что он заработает к сентябрю 2013 года. "Центр позволит в режиме реального времени отслеживать состояние информационных систем межведомственного взаимодействия", - пояснил Алексей Козырев.