16.04.2013 00:44
Экономика

Спрос на услуги сервисных организаций в первом квартале резко упал

Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - : №14 (892)
Спрос на услуги сервисных организаций в I квартале 2013 года резко упал, как, впрочем, и объем оказанных услуг, полученная прибыль и конкурентный потенциал. Почти треть (29%) предприятий сферы услуг зафиксировали снижение спроса на оказываемые услуги, а его рост - только 12%.
Читать на сайте RG.RU

Наиболее существенно просел спрос на услуги санаторно-курортных учреждений, гостиничных, рекламных, туристических, транспортных услуг и услуг по техобслуживанию и ремонту автотранспорта, выяснили аналитики НИУ ВШЭ. Но если это еще можно объяснить сезонностью, то падение спроса на ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, наблюдаемое уже более года, невозможно отнести только к сезонному фактору. В НИУ ВШЭ констатируют определенное перенасыщение этого сегмента рынка. Схожая картина наблюдается и в сфере персональных услуг.

"В первую очередь давление на сектор платных услуг оказывает общая неблагоприятная конъюнктура. На динамику спроса негативно влияет замедление экономического роста, наблюдавшееся в январе-марте, инфляционный всплеск в последних двух кварталах на фоне неурожая и планового увеличения тарифов, сокращение динамики кредитования", - пояснил "РБГ" Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".

Среди других проблем предприниматели назвали налоговый прессинг. На его негативное воздействие указали более половины предпринимателей, занятых ремонтом бытовых изделий, и более 40% руководителей транспортных фирм и рекламных агентств. Недостаток финансовых средств в качестве ключевой проблемы отметили 62% руководителей транспортных компаний и 41% предпринимателей, оказывающих персональные услуги. Более четверти участников опроса рассматривали в качестве серьезной проблемы большую отчетную нагрузку, как правило, на нее ссылались предприниматели, не страдающие от спросового и финансового дефицита (в частности, 61% страховщиков и 33% руководителей организаций связи).

Недобросовестную конкуренцию со стороны других организаций чаще всего упоминали руководители страховых и транспортных компаний (39 и 30% соответственно); недостаток квалифицированного персонала - руководители организаций по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (29%) и стоматологи (28%); высокую арендную плату - ломбарды (32%).

Большинство предпринимателей намеревается в условиях весенне-летнего пика спроса компенсировать зимние потери, повысив расценки на услуги. В целом по выборке баланс оценок ожидаемого изменения цен составил +8%, однако по отдельным видам деятельности он достиг более внушительных значений, в частности, по туристическим и санаторно-курортным услугам соответственно +20 и +17%. Однако желание предпринимателей повысить расценки на услуги выглядит нелогичным и вряд ли даст искомый результат, считает Алексей Кичатов, генеральный директор Сity Express: "В такой ситуации было бы логичнее постараться сократить издержки и, наоборот, снизить расценки".

Товары и цены