- Какие основные решения по господдержке отрасли были приняты или рекомендованы?
- Среди основных такие меры, как субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в РФ в 2006 - 2012 гг. на техническое перевооружение предприятий. Будут также стимулироваться трехлетние контракты с госзаказчиками на поставку тканей и полуфабрикатов. Предусмотрено финансирование инновационного развития отрасли в рамках гос-программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Кроме того, обозначена востребованность собственной сырьевой базы, например, по льну, хлопку, шерсти. Президент РФ Владимир Путин отметил, что потребление хлопка в стране пока целиком зависит от импорта, потребление шерсти - на 85%, химволокон - примерно на треть. Там, где это возможно, нужно последовательно развивать собственную сырьевую базу и, соответственно, продолжать финансировать новые технологии в сырьевой сфере. В контексте участия РФ в ВТО не только качество самих решений влияет на работу, но и сроки их исполнения. Поэтому оперативность крайне важна.
- Какие подотрасли текстильной индустрии могут стать своего рода "локомотивами" подъема и роста ее конкурентоспособности?
- Увеличение выпуска технического текстиля - это главное направление. На рынке ЕС, и особенно Германии, технический текстиль дает 50% темпов роста в отрасли благодаря динамике национального и мирового спроса. Впрочем, можно отметить и успешный опыт России в последние пять лет в развитии одного из инновационных секторов технического текстиля - производства нетканых материалов. Рынок этой продукции в РФ позволил создать отрасль, отвечающую самым высоким мировым стандартам. С 2007 по 2012 год объем производства нетканых материалов в РФ вырос в 7,6 раза до 2,4 млрд кв. м. Очень важно продолжить работу в этом направлении. Но есть ряд сдерживающих факторов. Среди них пока 100-процентная зависимость от импорта хлопка-волокна, отсутствие производства вискозы, химволокон, нитей нового поколения. Такая ситуация требует введения ограничений, хотя бы временных, по экспорту тонкорунной мериносовой шерсти и кожсырья, а также комплекса мер по развитию сырьевой базы текстильной индустрии, включая льготные условия для получения и использования кредитов на закупку отечественного сырья.
- Как вы оцениваете состояние оборудования в отрасли и тенденции в привлечении "текстильных" инвестиций?
- В отрасли высока доля основных фондов со сроком службы более 15 лет. Коэффициент их обновления в отрасли составляет 5 - 6% в год, тогда как в развитых странах и в Китае этот показатель не ниже 14%. А инвестиционная привлекательность отрасли пока невысокая. С одной стороны, это связано с заинтересованностью зарубежных производителей не допустить развития конкуренции с российскими производителями, но с другой - это целый ряд сугубо внутренних факторов. Так, банки считают отрасль зоной повышенного риска в условиях участия РФ в ВТО, и в основном отсюда недоступность "длинных" денег, то есть долгосрочных кредитов на выгодных отрасли условиях. Целесообразно включить предприятия текстильной и легкой промышленности в число приоритетных секторов для инвестиционной деятельности банков, а также увеличить субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Кроме того, нужны госгарантии при реализации инвестпроектов, госинвестиции в проекты модернизации текстильной индустрии. Эти и схожие меры привлечения инвестиций успешно применяются во многих странах, в том числе ближнего зарубежья. В связи с участием России в ВТО конкуренция за рынки продаж становится элементом национальной безопасности, поэтому основной задачей в обеспечении силовых структур вещевым имуществом является приоритет отечественной продукции. Для этого требуется предусмотреть гарантированное использование этой продукции в системе госзакупок, ввести в этой сфере госзаказ на срок не меньше трех лет. Это весьма важно для стабильной загрузки предприятий-производителей. А с учетом создания Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана (ЕЭП) нужен единый реестр производителей товаров легкой промышленности, причем с оценкой возможного объема продукции для выполнения госзака Эти предложения уже нашли понимание в минпромторге.
- Как повлияло создание ЕЭП на рынок текстильной продукции в России?
- В 2005 - 2012 гг. доля "незаконного" товара на этом рынке уменьшилась с 69,2 до 35%. Но в стоимостном выражении здесь наблюдается рост с 865 млрд рублей до 1 трлн рублей. Причем прямые потери бюджета от этой ситуации превышают 200 млрд рублей. Создание ЕЭП пока не сопровождается комплексными мерами по борьбе с незаконным оборотом продукции. Это ухудшило положение на нашем рынке: так, через внешнюю границу Казахстана в первом квартале 2013 года, например, обуви ввезли в 230 раз больше, чем за аналогичный период 2012 года. По оценкам РСПТЛП, ставку НДС на товары легкой промышленности нужно понизить с 18 до 10%, уравняв ее с категорией "детские товары". Ибо чем выше уровень НДС, тем выше заработок для разработчиков "серых" внешнеторговых схем, что тем более привлекательно из-за прозрачности границ внутри ЕЭП. В его рамках мы предлагаем в первую очередь создать Торговую комиссию (по принципу работы Торговой комиссии Евросоюза) для временного квотирования ввоза, как правило, демпинговой текстильной продукции и одежды, а также ввести растаможивание в регионе ЕЭП в соответствии с оригиналами контракта, сертификатом соответствия и на основе обмена таможенной информацией.