Для борьбы с курением большинство работодателей склонны применять скорее пряник, чем кнут. Лишь 3% опрошенных готовы штрафовать курящих сотрудников, а 30% предпочтут выдать премии некурящим или прибавить им зарплату. Это вполне оправданный психологический прием: неслучайно среди детей и подростков проводят антитабачные кампании под названием "Конфетку за сигаретку" - поощрение часто больше мотивирует людей, чем наказание.
Помимо этого каждый третий работодатель считает, что курящие сотрудники менее эффективны, чем некурящие коллеги. В обратном уверены 16% респондентов, но большинство (42%) склонны полагать, что никакой связи между эффективностью труда и курением нет. Однако в каждой второй компании при приеме на работу интересуются отношением соискателя к табаку, а 16% респондентов признались, что при прочих равных отдадут предпочтение некурящему кандидату.
Приятно и то, что компании все чаще предпочитают разным формам наказаний меры поощрения персонала.
- Существует большое разнообразие видов премирования, - рассказывает ведущий консультант департамента рекрутмента в фармацевтическом секторе Antal Russia Марина Дмитриева. - В некоторых компаниях созданы системы поощрения сотрудников за инновационные или рационализаторские идеи. В других распространена практика поощрения лучших работников специальными премиями, такими как, например, автомобиль или туристическая поездка. Существуют также не столь значимые, но приятные мелочи. Например, когда руководитель каждый день начинает с того, что лично угощает всех подчиненных сладостями или фруктами - подобное внимание повышает уровень лояльности сотрудников. Самый необычный вид премирования, с которым я сталкивалась, - это поощрение за то, что сотрудник сам пришел в HR-отдел и сообщил, что с ним связывался хедхантер. Убедившись, что подчиненному действительно предлагали перейти на другое место работы, а тот отказался, руководитель поощрил его премией.