17.04.2013 00:22
Общество

Лео Бокерия: Именно образование спасло Россию от вымирания

В центре имени Бакулева не считают "Антиплагиат" панацеей от липовых диссертаций
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6059)
Без подготовки кадров развитие невозможно, а число защит в одном совете - не повод ставить под сомнение его работу, считает академик РАН и РАМН Лео Бокерия. Так прокомментировал руководитель Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева появление их диссертационного совета Д.001.015.01 во главе списка ста наиболее "плодовитых" диссоветов, попавших под подозрение ВАК и минобрнауки.
Читать на сайте RG.RU

Этот список, напомним, был подготовлен по итогам работы комиссии замминистра Игоря Федюкина, проверявшей работу диссертационного совета по истории в Московском государственном педуниверситете (МГПУ). По единственному критерию "максимальное количество защит за 2009-2011 годы" в него отобрали сто "самых самых" - с числом остепенившихся кандидатов и докторов от 76 до 180.

Диссовет, созданный в центре имени Бакулева и работающий последние двадцать лет под председательством академика Лео Бокерия, занял в этом списке самую первую строчку: 181 защита за три года, из них 32 - докторские и 149 кандидатских диссертаций. Чем объясняется такая активность и как ее оценивать? На этот и связанные с ним вопросы "Российской газеты" дал обстоятельный ответ сам председатель диссертационного совета.

Лео Бокерия: Сердечно-сосудистая хирургия - крайне новый раздел в современной клинической медицине. Он очень бурно развивается - в стране открыто несколько федеральных центров. С шести тысяч операций на открытом сердце в 1996 году мы поднялись сегодня до 47-48 тысяч операций на остановленном сердце. Это стало возможным благодаря тому, что удалось подготовить достаточное количество специалистов. Только у нас в институте ежегодно обучалось от 350 до 500 ординаторов, аспирантов и докторантов. Прибавьте к этому 450 своих сотрудников, которые проводят научные работы...

... И готовят диссертации?

Лео Бокерия: Разумеется. У нас колоссальный клинический материал! Поэтому подозревать наших диссертантов в использовании чужого научного материала, а тем более в плагиате, просто смешно. В центре созданы и работают узкопрофильные комиссии, которые проверяют и промеряют результаты исследований, заявленные к защите. Скажу больше. Я сам "напрягал" и наш диссертационный совет, и Ученый совет всего центра: давайте, в случае необходимости, проводить защиты по два раза в месяц.

Чтобы не накапливалась очередь из соискателей?

Лео Бокерия: В том числе и для этого. Не будем забывать: именно образование спасло страну от вымирания. В том смысле, что было выпущено достаточное количество врачей, которые разъехались по России, когда не было даже телефонов, не было других средств коммуникации. И таким образом было приостановлено распространение инфекций в стране. Этот факт имеет прямое отношение к образованию.

Пусть не покажется нескромным - сошлюсь на собственный пример. Моя студенческая работа переросла в кандидатскую диссертацию, затем, уже обогащенная практическим опытом, превратилась в докторскую и в итоге удостоилась Ленинской премии. Аналогичным образом было у Амирана Ревишвили: его кандидатская диссертация в итоге стала докторской, а по совокупности работ он получил Государственную премию.

Академик Бураковский не ошибся, когда в 35 лет назначил вас своим заместителем и поручил заниматься подготовкой молодых специалистов...

Лео Бокерия: С 1975 года я вплотную занимаюсь этими вопросами. И ясно понимаю: невозможно получить профессионального спортсмена высочайшего уровня, если нет базовой когорты атлетов, из которой он вырастает. Так же и у нас: нельзя получить выдающихся врачей, если нет той армии людей, что именуют интеллектуальным потенциалом клинической, да и не только клинической, медицины.

В отношении количества, я думаю, понятно объяснил. Будет очень жаль, если этот чисто арифметический показатель станет сдерживать важную для нас работу. Да, сейчас мы делаем 47-48 тысяч операций, а должны делать 142 тысячи - на остановленном сердце, и 600 тысяч операций - эндоваскулярно. Кто и где нам подготовит специалистов? Только мы сами, на своей научной и клинической базе. Хотелось бы думать, что и новый председатель ВАК прекрасно понимает эту ситуацию.

PS.

Cейчас в диссертационном совете Д.001.015.01, который принимает к защите работы по четырем научным специальностям, состоят тридцать докторов медицинских наук, в том числе три академика и пять членов-корреспондентов РАМН, большинство имеют звание профессора. С начала 2013 года здесь рассмотрены шесть кандидатских и одна докторская диссертации. На 19 апреля назначена защита еще двух докторских, по одной из них научным консультантом выступает Лео Бокерия.

Наука Минобрнауки