По словам Москвичева, снятие ограничений российской стороной позволит европейцам "увеличить в 2,4 раза экспорт автотранспортных услуг в ущерб отечественным автоперевозкам", приведет к потере объемов автотранспортных услуг отечественными автотранспортными компаниями более чем 20 млрд рублей в год и "под вынужденное сокращение могут попасть порядка 40 тыс. рабочих мест". Соответствующие обращения от АСМАПа были направлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе администрации президента и министру транспорта Максиму Соколову. Попытаемся разобраться.
Российские участники рынка международных перевозок панических заявлений АСМАП не подтвердили. Большинство из них попросило не упоминать их имен, но записи бесед имеются.
- Плохо, когда говорят половину правды, - заявил один из перевозчиков. - В Париже были сняты ограничения не только для иностранных перевозчиков, но и для российских. И это было сделано по требованию большинства участников рынка. На 2013 год было подано около 7 тыс. заявок на многосторонние разрешения ЕКМТ, а из-за квот страна получила всего 670. Мы ограничили сами себя. Благодаря подписанному Асаулом соглашению число разрешений выросло в десять раз. Проблема в том, что рост числа разрешений приведет к увеличению конкуренции как на международном, так и на внутрироссийском рынке. Будет выживать сильнейший, а не всем это выгодно.
Рынок международных перевозок регулируется двухсторонними и многосторонними соглашениями между государствами. Книжки ЕКМТ позволяют перевозчикам стран ЕС свободно двигаться по странам союза, а автомобили стран не членов ЕС могут совершать по этим книжкам до 3 поездок с грузом, после чего должны вернуться в страну дислокации. Книжки ЕКМТ удобны для перевозчиков, так как позволяют без опасений подписывать длительные контракты и дают возможность сделать одну-две рабочие поездки внутри Европы, тогда как двухсторонние соглашения действуют только на один рейс туда-обратно. Разрешения ЕКМТ выдает Российский автотранспортный союз (РАС), а двухсторонними соглашениями ведает АСМАП. Для перевозчиков затраты на покупаемые в АСМАПе в течение года двухсторонние разрешения в среднем в 3 раза выше, чем на приобретение одного разрешения ЕКМТ.
По словам участников рынка, АСМАП при формальном статусе некоммерческой организации фактически защищает свои коммерческие интересы. Ассоциация выдает перевозчикам книжки МДП, которые являются обязательным документом для международных перевозок. За год на территории России оформляется 1534 тыс. книжек МДП, в том числе свыше 1 млн продается АСМАПом по цене 1970 рублей, из которых большая часть перечисляется в Женеву в Международный союз автомобильного транспорта.
Руководство АСМАП пользуется правами "естественной монополии" и выдает не членам АСМАП книжки МДП за двойную цену. Кроме того, в условиях дефицита двухсторонних разрешений руководство АСМАП имеет возможность влиять на доступность таких разрешений. "Если бы услуги АСМАП уравнялись для членов АСМАП и не для членов АСМАП, то оттуда вышли бы все перевозчики, кроме тех, кому по каким-то причинам хочется оставаться в этом клубе", - говорят участники рынка. Они также не подтверждают цифры, приводимые Е. Москвичевым по положительному эффекту от сокращения квот в последние два года. Согласно выводам экспертов ВШЭ, двусторонняя система разрешений является сдерживающим фактором транспортного обеспечения внешнеторгового оборота России.
- Слабый контроль за иностранными перевозчиками в России привел к тому, что все, кто хотел у нас работать, уже работают почти без ограничений, - говорят перевозчики. - В минтрансе прошло два совещания по ужесточению контроля, что, мы надеемся, приведет к заметному сокращению объема перевозок зарубежными конкурентами.
Значительные финансовые преимущества членам АСМАП позволяют его руководству требовать от участников Ассоциации жесткого подчинения. Согласно "Кодексу профессиональной этики" организации участник может быть исключен "за действия, подрывающие единство, интересы и авторитет Ассоциации".
- Против тех перевозчиков, которые поддержали действия Асаула, начинаются гонения, им грозит исключение из АСМАПа, - заявил один из опрошенных. Напрашивается вывод, что реальные интересы участников рынка не имеют ничего общего с коллективным осуждением членами Ассоциации парижского соглашения.
Российские перевозчики заявляют, что готовы конкурировать с европейскими фирмами. В стране порядка 9 тыс. автомобилей класса Евро-5. Минусами российского рынка являются значительно высокие ставки по лизингу, плюсами - низкая заработная плата и дешевое топливо.
Людмила Емельяненко, которая несколько лет была начальником отдела по взаимодействию с ЕКМТ в РАСе, затем в минтрансе, предлагает руководству АСМАПа: "Направьте свои силы не на борьбу с чиновниками, а на конструктивный диалог с представлением предложений комплекса мер по повышению конкурентоспособности российского перевозчика".