Проблемы накапливаются, как снежный ком. "Кипрский инцидент" далеко не исчерпан. В Европе заметных достижений в борьбе с рецессией и безработицей не наблюдается. Мы тоже никак особо себя не проявили. Более того, чем дальше, тем очевиднее для нас становятся проблемы глобального характера, которые усиливаются катастрофическим снижением доверия граждан к государству при повышении у них же спроса на его роль как гаранта социальной стабильности.
При таких сильных "диспропорциях ожиданий" у правительства не так много доступных средств, чтобы изменить ситуацию. Даже попытки традиционными совещаниями и комиссиями усилить координацию антикризисной работы выглядят логичными. Другой вопрос, что их явно недостаточно.
Без новых политических решений, способных радикально изменить степень эффективности работы государства, рассчитывать на административные и бухгалтерские механизмы повышения темпов экономического роста вряд ли возможно.
Власти предстоит трезво посмотреть на оценку своей эффективности и отношение к этому общества. Ведь без существенного повышения доверия граждан к государственных институтам рассчитывать на масштабную поддержку принимаемых ими стратегических решений (а не тактических пиар-задач) не приходится.
В обществе сложился прочный консенсус о неэффективности государства. Одним из аргументов критики называют неумение чиновников сокращать расходы на собственное содержание. Более того, эти расходы только растут. Механизмы политической ответственности жестко ограничиваются рамками самой бюрократической системы. Ни парламент, ни общественные организации не оказывают на нее необходимого влияния.
Неэффективное государство на глазах "разбухает" - чиновники раздражают своими тратами на дорогие машины и восстановленные привилегии, демонстративным отгораживанием от граждан. Не только его слуги, но и само государство становится все более дорогим и бесполезным. Некоторые его действия лишь раздражают граждан. Отказ от ревизии уже невыполнимых обязательств воспринимается как отказ от них самих. Что уж тут говорить о рациональном планировании ресурсов? Так, продекларированные программы развития Дальнего Востока вряд ли могут быть выполнены. Ведь вопрос не столько в средствах, сколько в технологической способности их освоить.
Возможно, куда более важной задачей для страны сегодня является формирование простых и дешевых (во всех смыслах) правил работы госаппарата, которые позволят ему наконец-то приемлемо выполнять собственные функции.
Конечно, могут возразить, что экономия на аппарате вряд ли принесет достаточно средств для развития, и что их нужно искать в других сферах. С "бухгалтерской" точки зрения это так. Но такой подход органично повысит в обществе градус справедливости, а соответственно готовность граждан соглашаться на предлагаемые государством не всегда комфортные "правила игры". В противном случае, никакими совещаниями даже на самом высоком уровне психологию людей не исправить.