17.04.2013 00:40
Экономика

Эксперты назвали методы развития инноваций в России

Участники международной конференции "Диалог будущего" о том, что нужно сделать для развития инноваций в России
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6059)
Создать базу для развития инноваций, обеспечить понятные и предсказуемые правила игры, связь между всеми участниками процесса и спрос на новые технологии должно государство. Остальное сделает рынок. К такому выводу пришли участники международной конференции "Диалог будущего 2013", организованной компанией "Сименс" и Обществом имени Макса Планка в штаб-квартире "Сколково" под Москвой.
Читать на сайте RG.RU

Форум продолжался два дня, и его участниками стали больше 250 ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей. Предыдущие встречи в подобном формате проходили в Берлине, Пекине и Дели. То, что в нынешнем году конференция проходила на российской площадке, по мнению экспертов, говорит о том, что интерес к России как со стороны представителей международных компаний, так и научного сообщества, остается устойчивым.

Российские власти ставят перед собой задачу добиться серьезного сдвига в сфере внедрения инноваций. Стратегия инновационного развития России до 2020 года предусматривает рост доли инновационной продукции в промышленном производстве с 5 до 25-30 процентов и увеличение вклада научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономику с одного до 2,5-3 процентов ВВП.

Инновации должны помочь вывести экономику на новый путь развития. Без этого у России уже в ближайшее время могут возникнуть большие проблемы в части экономического роста. Разрыв в экономическом развитии будет нарастать, а это грозит тем, что страна лишится возможности выхода на новые перспективные рынки, а со временем может вообще оказаться в глобальном мире на вторых ролях.

"Инновации такая штука, что, если ими не заниматься, они сами по себе ниоткуда не возникают, - отметил премьер Дмитрий Медведев, выступая на форуме. - Они не создаются в кабинетах, не появляются в результате банковской деятельности, хотя, конечно, деньги для них нужны. Это результат направленного труда самых разных участников этого процесса. Я очень рад, что мы сейчас, во всяком случае, в текущей жизни в России, взяли курс на внедрение инновационных способов преобразования экономики. У нас далеко не все пока получается, но в чем я не сомневаюсь, так это в том, что у нас просто нет другого пути".

Новые технологии - ключ к успеху не только для отдельных компаний, но и для целых стран. Как отметил ректор Сколковского технологического института (Сколтех) Эдвард Кроули, все очень быстро меняется, и эти перемены нужно использовать для движения в сторону инноваций. Он подчеркнул, что изменения должны происходить с опережающей сами инновации скоростью. В противном случае, есть риск "остаться за бортом".

Что нужно для развития инноваций? На первый взгляд, может показаться, что главное - финансовая составляющая. Действительно, если речь идет о новых разработках, это важный момент. По словам Эдуарда Каналоша, директора по инвестициям Фонда "Сколково", в России нет недостатка капитала. "Рынок венчурного финансирования оценивается от 70 до 250 миллионов долларов в год, - говорит Каналош. - По этому показателю страна входит в пятерку самых крупных рынков в мире. Только за 2,5 года работы "Сколково", в качестве грантов было выделено свыше 260 миллионов долларов, что, в свою очередь, обеспечило 264 миллиона долларов вложений со стороны частных инвесторов".

Однако, если посмотреть на то, как распределяются средства, то картина будет не такая радужная. Как уточнил Каналош, 70 процентов инвестиций приходятся на электронную торговлю. Это означает, что другие отрасли - недофинансированы. К тому же 49 процентов инвестиций делается на поздних стадиях проектов. Так что при кажущейся достаточности средств в реальности нехватка инвестиций все-таки ощущается.

Другой, возможно, даже более важный вопрос - инфраструктура для развития инноваций. В России пока созданы отдельные составляющие, так называемой экосистемы инноваций, но они не связаны друг с другом, работают в отрыве от промышленности, сферы образования и науки. Как результат, несмотря на положительный опыт создания целого ряда инструментов, столь ожидаемого прорыва в области инновационного развития экономики пока не происходит. В частности, в России пока не удалось заметно повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, создать конкурентную среду, которая бы стимулировала использование инноваций, повысить уровень коммерциализации научных разработок. Все это только предстоит сделать.

"Создание эффективных институтов по развитию инноваций - уникальный процесс для каждой отдельной страны, - комментирует Петер Грусс, президент Общества имени Макса Планка. - У этого процесса множество этапов, требующих разных подходов. Россия в этом плане не исключение. Она, конечно, имеет свои особенности, и это нужно учитывать. Но есть общие "правила игры", которые работают для всего мира. Если им следовать, все получится. А заключаются они в том, что нужно сформировать полноценную инновационную систему, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов, начиная со стадии появления идей до реального их воплощения в конкретных разработках". Петер Грусс при этом добавил, что ни один инновационный продукт не является продуктом одной страны. "Международное сотрудничество науки и бизнеса в современном мире - необходимость", - констатировал он.

Эллисон Рид, директор по стратегии и коммуникациям Совета по стратегическим технологиям Великобритании напоминает, что созданием инновационных технологий дело не заканчивается. "Нужно, чтобы разработки были востребованы рынком", - говорит она. Но как обеспечить связь между разработчиками инноваций и компании, которые были бы заинтересованы в покупке этих решений? Проблема в том, что в России создатели инноваций не готовы самостоятельно продвигать свои продукты конечным потребителям. Большинство смутно представляют себе, где именно может пригодиться их разработка, не имеют навыка коммерциализации инноваций, базы для создания образцов продукции и налаженных связей с потребителями. Рынок к встречному движению тоже не стремится. Компании, особенно крупные, с которыми создатели инноваций работать особенно заинтересованы, в свою очередь ищут заказчиков среди проверенных временем поставщиков, игнорируя новичков, которым, возможно, тоже есть, что предложить.

Государство пытается решать эту проблему. Недавно в России появился реестр инновационной продукции. Как поясняют в минэкономразвития, в этот перечень попадают разработки, которые прошли "сертификацию" институтов развития. Для рынка, прежде всего крупных госкомпаний, это сигнал о том, что эти продукты действительно являются инновационными и соответствуют мировым стандартам. Так что их вполне можно покупать.

Однако, по мнению большинства участников конференции, для полноценного продвижения новых разработок на рынок нужны посредники, умеющие связывать технологии изобретателей с нуждами потребителей. "Это могут быть как организации внутри страны, так и крупные международные компании, которые в силу специфики своей работы имеют развитую сеть по всему миру и могут служить "мостиками" между поставщиками и потребителями инноваций", - говорит генеральный директор по технологиям "Сименс АГ" Клаус Хельмрих.

Кстати

Правительство России утвердило государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика". Она включает в себя девять направлений, в числе которых "Стимулирование инноваций" и "Кадры для инновационной экономики". Документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления.

"Чтобы задавать правильный вектор в развитии инноваций, нужно, чтобы сами государственные институты стали восприимчивы к инновационной среде, а это прежде всего государственные решения и партнерство, - отметил Дмитрий Медведев. - Госпрограмма развития инноваций, это план действий вместе с финансами и соответствующими проектами, которые пойдут за этими финансами, рассчитанный на период до 2020 года".

Мнения

Олег Фомичев, заместитель министра экономического развития:

- Роль государства в сфере инновационной политики в странах с развитой экономикой и странах с переходной экономикой отличается. Во-первых, роль государства - и мы это видим по опыту и Европы, и США - сводится в основном к стимулированию научных исследований посредством грантов и обеспечении государственного заказа на некоторые разработки по направлениям, которые интересны государству. Все это происходит в условиях уже имеющейся и адекватно работающей экосистемы, которая включает в себя значительный объем частного финансирования, финансирования как от бизнес-ангелов, так и венчурных фондов. А также в условиях нормального бизнес-климата, длительной истории предпринимательства, наличия сообщества, так называемых менторов - предпринимателей, которые уже создали успешный инновационный бизнес и теперь готовы делиться опытом с начинающими. Это все небольшие элементы, на первый взгляд кажущиеся не столь значимыми для развития инноваций. На самом деле именно они все вместе создают необходимую экосистему.

В России подобной экосистемы сейчас фактически нет. И помимо тех инструментов, которые за границей уже используются для развития инноваций, мы в ускоренном порядке вынуждены создавать еще и саму эту экосистему. Тратить на это десятки лет, а именно столько требуется для эволюционного развития системы, мы, увы, не можем. Конкуренция усиливается, скорость технологических изменений с каждым годом становится все быстрее. России в этом смысле важно не выпасть из общего тренда, уцепиться за те остатки конкурентоспособной науки, которые у нас есть, для того, чтобы войти в уже практически сформировавшееся сообщество инновационно активных развитых стран. Поэтому государство у нас, когда речь идет об инновационной политике, порой выступает в не совсем ортодоксальных ролях.

У нас созданы институты развития, стимулирующие развитие венчурных инвестиций. Есть финансируемые государством посевные фонды, которые компенсируют отсутствие развитой среды бизнес-ангелов. Мы также стараемся создавать за счет государственных средств инструменты, обеспечивающие очень слабую сейчас стыковку науки и бизнеса, государство добавляет деньги, если частный бизнес ведет какие-то разработки совместно с научными организациями или университетами. Кроме того, предоставляет налоговые стимулы для инновационных компаний. Мы понимаем, что инновационный бизнес развивать сложнее, чем обычный. Особенно в условиях нашего бизнес-климата. Поэтому создаем таким компаниям более льготные условия. Плюс сейчас акцентируем внимание на территориальном аспекте развития инноваций, поскольку понимаем, что они концентрируются в конкретных, уже выделившихся центрах - кластерах. Стараемся поддерживать и развивать уже существующие и способствовать появлению новых.

В целом государственная политика в сфере развития инноваций ведется достаточно масштабная. В тех условиях, о которых я уже говорил, мы не всегда можем себе позволить прислушиваться только к голосу рынка. Напротив, вынуждены, в определенной степени рискуя, осуществлять стратегию, если можно так выразиться, целенаправленного навязывания инноваций "сверху". Не только для бизнеса, пока слабо восприимчивого к инновациям, но и для научного и образовательного сектора, который тоже за последнее время, к сожалению, разучился проводить исследования, имеющие практическую направленность.

Виктор Вексельбер, президент фонда "Сколково":

- Трудно переоценить значимость конференции, которую мы организовали совместно с компанией "Сименс" и Обществом имени Макса Планка. Это важное событие с точки зрения реализации ключевого элемента концепции "Сколково" - международной интеграции.

Сегодня мир науки и бизнеса стал глобальным, и только в кооперации с международным сообществом, такими ведущими крупными компаниями, как "Сименс", можно добиться успеха в переходе от сырьевой модели экономики к инновационной.

Мы уже заключили 30 соглашений о сотрудничестве с глобальными корпорациями. Суммарный объем обязательств - более одного миллиарда долларов. Подобное партнерство является частью нашей глобальной политики, и мы ее реализуем.

Что еще нужно для развития инноваций? Прежде всего необходимо восстанавливать в России престиж научной деятельности. Сейчас, когда приезжаешь в Силиконовую долину, повсюду слышишь русскую речь. Обидно, но это факт. Хотя мы уже начали доказывать, что для создания успешного инновационного бизнеса не обязательно уезжать из России. Резидентами "Сколково" сегодня являются больше 900 компаний-стартапов, основанных молодыми талантливыми ребятами, учеными, которые поверили в нас. Думаю, что в этом году таких компаний будет уже больше тысячи. "Сколково" стало серьезным фактором, препятствующим "утечке мозгов" из России. Сошлюсь на академика РАН, директора Института проблем передачи информации РАН, члена нашего Консультативного научного совета Александра Кулешова, который сказал, что это первый проект, имеющий четкий антиэмиграционный эффект. Ранее на юбилейных встречах выпускников элитных вузов мы недосчитывались половины курсов, так как очень многие из бывших студентов эмигрировали. Сейчас благодаря "Сколково" эта тенденция сокращается.

Частью экосистемы, которую мы хотим построить, должны быть люди, обладающие опытом и знаниями международного уровня. Именно поэтому за очень короткий срок начал работу Сколковский технологический институт (Сколтех). А на днях в Амстердаме было подписано соглашение с Университетом Гронингена о создании первого исследовательского центра Сколтеха, который займется исследованием стволовых клеток. Это хороший пример международной кооперации в рамках нашей экосистемы. В целом главная задача Сколтеха заключается в том, чтобы по окончании обучения все выпускники работали по специальностям, которые они получили, именно на территории нашей страны, а не где-то за границей.

Другой важный вопрос, от решения которого напрямую зависят наши успехи в сфере развития инноваций, - защита интеллектуальной собственности. Центр интеллектуальной собственности "Сколково" за предыдущий год помог запатентовать 100 технологий, это 25 процентов всех отечественных патентов. Но в остальном ситуация с патентованием в России катастрофическая. В сумме крупнейшие российские корпорации патентуют разработок меньше, чем одна компания "Сименс". Российский инженер-изобретатель не знает, как защитить свои идеи. Важно создать открытый цивилизованный рынок запатентованных разработок. Нам нужны люди, сочетающие возможности ученого и предпринимателя. Кто-то скажет, что этот дар дается от Бога, но я уверен, что этой способности можно научиться.

Ну и самое главное - нам крайне нужны комфортные условия для инноваций, для бизнеса. Причем по всей России, а не только в "Сколково".

Петер Лешер, президент и председатель правления "Сименс АГ":

- В этом году исполняется 160 лет присутствия нашей компании в России.

Это значительный период времени, особенно для страны с такой непростой историей.

Наша основная задача согласуется с целями, которые ставит российское правительство. Она заключается в предоставлении России передовых технологий и решений, которые позволят экономике страны выйти на новый путь инновационного развития, стать более эффективной и конкурентоспособной на мировом рынке. Именно поэтому мы посвятили нашу международную конференцию "Диалог будущего" теме создания инноваций как инструмента экономического роста.

"Сименс" высоко ценит сотрудничество с нашими партнерами из Общества имени Макса Планка и Фонда "Сколково", которые согласились принять участие в организации и проведении форума. Вряд ли можно представить себе более подходящее место для обсуждения темы инноваций, чем "Сколково". Ведь именно здесь концентрируются самые перспективные инновационные идеи и проекты, которые создаются в России. В будущем они могут дать блестящие результаты. Поэтому важно как можно скорее наладить эффективные процессы превращения научных разработок и технологий в решения, обеспечивающие устойчивый рост экономики и процветание страны.

Как это сделать? Аналогичным вопросом задаются не только в России. Мы все обеспокоены нашим будущим, средой, в которой будут развиваться наши компании, и, в конце концов, положением в мире наших стран. Тем более что темп жизни все больше ускоряется, и вещи, которые, казалось, были просто фантастикой вчера, сегодня становятся реальностью.

К сожалению, спрос на инновации со стороны промышленных предприятий пока не очень высокий, и производственная база недостаточно развита для масштабного внедрения и практического применения новых технологий. Но, как я уже говорил, мы в "Сименс" как раз и ставим перед собой задачу способствовать развитию производственной базы в России, а также помогать нашим российским коллегам овладевать навыками разработки и внедрения современных технологий. Наши усилия направлены на создание эффективно функционирующей триады, основанной на знаниях, технологиях и поиске областей, где их можно реально использовать. Приведу лишь один пример: российские и немецкие специалисты работали в тесном сотрудничестве по проекту разработки современных грузовых локомотивов. В результате "Уральские локомотивы" - наше совместное предприятие с Группой Синара - получили около 30 международных патентов. Это хороший пример, демонстрирующий, что партнерство между Россией и Германией гораздо больше, чем просто слова, что это сотрудничество приносит реальные плоды.

Следует подчеркнуть, что особую роль в инновационном развитии экономики играет государство. Оно определяет систему координат, расставляет приоритеты и, в конечном итоге, создает экосистему - определенную среду для развития инноваций, которая позволит соединить всех участников процесса и обеспечить эффективное сотрудничество.

Мы видим большое стремление к этому со стороны российского правительства. И со своей стороны будем прилагать максимальные усилия для того, чтобы деятельность "Сименс" в России способствовала модернизации экономики страны и ее переходу на инновационный путь развития.

Дмитрий Медведев на конференции "Диалог о будущем" в Сколково
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инновации