Число детей, работающих на улице, снизилось, но появились тяжелые формы детского труда. Фото: СPhotoxpress
Ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев провел исследование на тему: трудовая эксплуатация детей мигрантов в России. Результаты оказались весьма любопытными. Хотя неожиданными их не назовешь.
Как он рассказал "РГ", основные причины, заставляющие детей трудиться, - это бедность и невозможность получать образование. "К сожалению, сложно даже примерно оценить число детей мигрантов, находящихся сейчас в России. По данным Центра миграционных исследований, около трети мигрантов-женщин живут в России с несовершеннолетними детьми (до 16 лет), при этом в детский сад не удается устроить 75 процентов детей, а в школу - не менее 10 процентов", - рассказывает Дмитрий Полетаев. По оценкам Федеральной миграционной службы (ФМС), в России женщины составляют 14 процентов потока трудовой миграции. Но согласно экспертным оценкам, их реальная доля не менее 25-30 процентов. Таким образом, если гастарбайтеров в нашей стране 5-6 миллионов человек, то мигранток среди них от 1,25 до 1,8 миллиона, продолжает эксперт. Стало быть, до 600 тысяч из них живут в России как минимум с одним ребенком, и не менее 40-60 тысяч их детей не посещают школу. "Это та категория, которая входит в группу риска и может подвергаться трудовой эксплуатации", - говорит Дмитрий Полетаев.
В занятости детей мигрантов, по мнению экспертов, за последние 10-12 лет произошла эволюция. В начале 2000-х годов они массово были вовлечены в мытье машин, раздачу рекламы, попрошайничество. В настоящее время число детей, работающих на улице, снизилось, но зато появились тяжелые формы детского труда, выросла торговля детьми.
В глобальном плане, отмечает Дмитрий Полетаев, сферы занятости ребят можно разделить на криминальную и некриминальную. Первая - это попрошайничество, воровство, проституция. Вторая - распространение рекламы, подсобные работы в магазинах, на стройках и мусорных свалках, охрана машин, торговля, погрузочно-разгрузочные работы, уборка территории, мытье посуды в кафе.
В более легких и интеллектуальных видах труда больше задействованы местные дети. А в более тяжелые, опасные, криминальные виды занятости чаще вовлекаются дети-мигранты. В таких видах, как проституция и порнография, почти нет детей мигрантов из стран Центральной Азии, но есть дети из Украины, Молдовы. В целом выросло количество мальчиков, вовлеченных в проституцию, по сравнению с двухтысячными годами, считает Дмитрий Полетаев.
На обычной работе чаще всего заняты дети из стран Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан).
Впрочем, по мнению руководителя Научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения Московского психолого-социального университета Ольги Воробьевой, это и неудивительно. Традиционно в азиатских странах дети начинают помогать родителям с 7 лет. "Это возраст, когда ребенок воспринимается уже как дополнительные рабочие руки в семье, как человек, который может трудиться в сельском хозяйстве и в других сферах. Неудивительно, что родители берут их с собой, когда приезжают на заработки и активно привлекают к труду", - говорит она.
Как показывает опросы, проведенные Дмитрием Полетаевым среди мигрантов, больше всего детей трудится на рынках. Чаще всего это дети из Узбекистана и Таджикистана, гораздо реже - дети из Украины и Кыргызстана. В роли дворников выступают почти исключительно дети из стран Центральной Азии. Убирают, моют посуду в кафе в подавляющем большинстве тоже дети из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Редко на такой работе встречаются дети из Молдовы или Украины.
Основными нанимателями для детей мигрантов выступают, как правило, знакомые или родственники. Около четверти работодателей - это чужие для них наниматели-россияне, а чужие для них наниматели, не имеющие российского гражданства, составляют всего 6 процентов.
Чаще всего за свой труд дети мигрантов получают деньги. Но 13 процентов работают за возможность проживания где-либо, а 9 процентов получают оплату продуктами. Также детям платят вещами, а иногда дают наркотики или алкоголь. Никак не оплачивается труд примерно у 6 процентов детей мигрантов.
Охват медобслуживанием работающих детей мигрантов в связи с их почти поголовным нелегальным наймом минимален. Даже у тех детей, которые приехали в Россию с родителями, положение с медобслуживанием сложно назвать удовлетворительным. Так, только 22 процента имеют доступ к бесплатному медобслуживанию и 6,5 процента покупают медицинскую страховку. Около трети платят за каждый визит к врачу, а примерно четверть лечат детей сами и к врачу не обращаются.
По мнению Дмитрия Полетаева, чтобы защитить детей мигрантов, нужно политику противодействия трудовой эксплуатации детей мигрантов свести к общей политике защиты прав детей, находящихся на территории России, максимально упростив получение вида на жительство и в дальнейшем гражданства для семейных мигрантов и детей мигрантов, проходящих обучение в российских вузах. "Такой подход поможет приобрести России новых молодых граждан, адаптированных к работе в российских условиях, в которых она так нуждается, избежать сложностей, возникающих у взрослых мигрантов при адаптации", - говорит эксперт. Он также считает, что если расширить доступ детей гастарбайтеров к получению образования в России (сейчас главная проблема связана с отсутствием у родителей регистрации на длительный срок), то многие из них автоматически уйдут с рынка труда.
Справка "РГ"
Как пояснил "РГ" руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин, в Трудовом кодексе четко прописаны условия трудоустройства несовершеннолетних.
Трудиться можно с 16 лет или с 15, если человек получил школьное образование. А если есть письменное разрешение хотя бы одного из родителей, то и с 14 лет. Для творческих профессий (кино, театр) ограничений почти нет. Трудиться подросткам можно не более 35 часов в неделю. Но привлекать их на опасные, вредные и тяжелые работы запрещено. Продолжительность отпуска для ребят - 31 день. Оплата труда должна производиться по общим правилам. То есть они должны за свои 35 рабочих часов получать столько же, сколько взрослые за 40 часов на идентичной работе (полный оклад). Если у несовершеннолетнего неполный рабочий день, тогда и платят ему пропорционально.