Скажем, там находятся большие запасы торфа. Сегодня его добывают и перерабатывают Ленинградская, Псковская, Тюменская и другие области. А Средний Урал, который занимает третье место в стране по объемам залежей этого полезного ископаемого, далеко не в полной мере пользуется ценным ресурсом. Хотя из торфа можно изготавливать целую линейку продуктов, в частности топливо. Это актуально для Свердловской области, которая не имеет собственных топливных ресурсов. Например, торфяные котельные могли бы отапливать удаленные территории, которые сегодня нельзя газифицировать.
Кроме того, на северо-востоке региона можно развивать сельское хозяйство. Некогда эти земли, занимающие десятую часть территории области, плодотворно возделывались. А в соседних тюменских районах и сегодня успешно выращиваются различные культуры. И у свердловчан есть возможность получать здесь картофель, морковь, свеклу, а также огурцы и томаты. Мало того, на северных территориях прекрасные условия для животноводства. Там можно разводить крупный и мелкий рогатый скот - наладить мясомолочное производство. Местные реки и озера богаты рыбой, а в лесах - множество дикоросов, которые можно собирать и на месте перерабатывать. Еще здесь есть целебные источники, которые пригодны для лечения людей - можно построить поблизости водолечебницы или начать выпуск бутилированной минеральной воды.
Конечно, скептики могут возразить: если бы на окраине области было выгодно заниматься бизнесом, предприниматели давно были бы там. Но как уроженец этих мест могу сказать, что в советское время в отдаленных районах успешно велась экономическая детальность. Так, в Туринске некогда были спичечная фабрика, производство детской игрушки, леспромхоз. А местные черноземы некогда кормили хлебом половину тогда еще Уральской области. В Тавде существовал крупный лесокомбинат, единственный в области орденоносный карабашский леспромхоз, гидролизный завод. В Таборах действовал рыбозавод, было предприятие по производству масла. Кроме того, там работали порядка 40 колхозов, на месте которых сегодня лишь несколько фермерских хозяйств. Так что северные территории не так уж бесперспективны.
Что нужно для подъема депрессивных территорий? Участие регионального правительства. Вместо того чтобы бесконечно дотировать отстающие районы, оно могло бы создать совместно с крупными предприятиями региона акционерное общество для их экономического развития. Тогда окраины, напротив, через несколько лет стали бы пополнять бюджет.