17.04.2013 00:22
Культура

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "Обнаженные"

В ГМИИ имени Пушкина - от Афродиты до Евы
Текст:  Жанна Васильева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6059)
Совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и журнала Vogue открылся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Кураторы выставки "Обнаженные. От мрамора к фотографии" устроили встречу фотографий, сделанных для Vogue (от времен Эдварда Штайхена и Хорста П.Хорста до наших дней) с мраморной Афродитой из III в. до н. э., мраморной "Евой" Огюста Родена, бронзовой "Женщиной с зеркальцем" Фернандо Ботеро и живописными красавицами трех веков. По такому случаю из Русского музея привезли "Портрет Иды Рубинштейн", написанный Валентином Серовым. А с первого на третий этаж подняли бронзовую аллегорию "Весны" Аристида Майоля, для которой ему позировала бывшая одесситка, будущая знаменитая французская галеристка Дина Верни.
Читать на сайте RG.RU

Это не первый проект музея, посвященный моде и модной фотографии. Начиная с 1990-х, приход модных домов и фэшн-фотографов в музейные залы - общемировой тренд, как и сопоставление классических работ c современной фотографией. Но лет десять назад сам факт вторжения в сакральное музейное пространство "профанной" фотографии моды выглядел революцией. Тогда и фотография моды, и гламурные журналы выглядели обещанием новой незнакомой волнующей жизни. Сегодня ситуация иная. Гламуром уже все объелись. Фэшн-фотографию (причем часто в оригинальной винтажной печати) чуть не десять лет показывают на фестивалях в Москве. И даже гимназистки в курсе, выставки модного журнала в музеях - отличный способ подчеркнуть статус и лишний раз поддержать известный бренд. Но последнее - дело житейские. Я это лишь к тому, что значение концепции выставки становится все более важным. А вот с этим как-то расплывчато.

"Диалог фотографии с мировым искусством", конечно, неплохо звучит. Но, в сущности, это общее место. Может быть, речь идет о каноне красоты, который пестовало академическое искусство, а теперь этим занялась фотография моды? Но изменчивость, вариативность представлений о красоте тела весьма последовательно представлена на выставке прежде всего живописными и скульптурными работами. Портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, чья красота в 1910 году выглядела скандально декадентской, тут очень даже к месту. Равно как и сочная чувственность бронзовой "Женщины с зеркальцем", заставляющей вспомнить первобытных Венер. Но на фотографиях, при всем разнообразии манер съемки и подачи, идеал остается примерно одинаковым, отлично укладывающимся в стандарт 90-60-90. Впрочем, парочку исключений можно найти. Анни Лейбовиц и Юрген Теллер в съемках Вивьен Вествуд и Шарлотты Рэмплинг обращаются к запретной теме старения, представляя немолодую женщину как объект желания. Но в экспозиции эта тема никак не продолжена.

Может быть, речь идет о том, что история искусства - поле, на котором фотографы моды обнаруживают плодотворные идеи? Кстати, подзаголовок названия проекта - "От мрамора к фотографии" - в этом смысле был вполне многообещающим. В 1920-1930-х крупные фотографы, будь то те же представленные на выставке Гойнинген-Гюне или Хорст П.Хорст, охотно использовали отсылки к классической скульптуре. Модель, она же - образ идеальной женщины, частенько выглядела как статуя - прекрасная, холодная, возвышенная. Так сказать, недостижимый, но отнюдь не смутный объект желания. С другой стороны, образ скульптуры как идеального тела, лишенного несовершенств кожи, будь то раздражение, веснушки или целлюлит, и до сих пор востребован глянцем. Можно было бы представить фотографию моды среди античных слепков. Но на выставке нежный мраморный торс античной "Афродиты Хвощинского" - чуть ли не единственное напоминание об этом популярном мотиве.

Может быть, речь о контрасте между уникальными произведениями искусства и фотографиями как тиражными объектами? Большинство фотографий на выставке - современные цифровые отпечатки. Единственное исключение, если не ошибаюсь, - восхитительный оригинал портрета Рудольфа Нуриева, летящего в прыжке, сделанный Ричардом Аведоном. Но эта линия тоже, кажется, не годится для роли "нити Ариадны".

В результате мы имеем красивую выставку без определенного сюжета. Где самыми сильными впечатлениями оказываются древняя "Афродита..." и фотография Аведона...

Выставка "Обнаженные. От мрамора к фотографии"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фотография