18.04.2013 00:20
Культура

Вышла в свет книга "Любовь долготерпит" Марии Городовой

О чем говорит агрессия и нетерпимость
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №85 (6061)
В издательстве "Эксмо" вышла в свет книга "Любовь долготерпит" - острые, захватывающе интересные диалоги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с журналистом Марией Городовой. Предлагаем читателям главу из книги.
Читать на сайте RG.RU

- Владыка, давайте поговорим о том, как в реальной жизни соблюдать заповедь: "Возлюби ближнего, как самого себя". Кто это - твой ближний? Что значит - возлюбить, как самого себя? Возлюбить человека, близкого по крови, по духу, по образу жизни, - это понятно. Но возможно ли любить человека, причинившего тебе неудобства, а то и боль, зло? Можно ли считать ближним того, кто придерживается чуждых тебе взглядов, привычек, образа жизни? А ведь бывает, что и родные, живущие под одной крышей, не близки. И кто тебе тот незнакомец, случайно встретившийся на пути?

- А случайных встреч не бывает... Вопрос "Кто мой ближний?" - принципиальный. Именно с этим вопросом, как сказано, "желая оправдать себя", обратился к Иисусу один законник - человек, изучавший Закон Божий. "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" - спросил он Христа, искушая Его. "А что в законе написано? Как читаешь?" - слышит он в ответ. И законник произносит слова заповедей: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить". И вот тогда законник, "желая оправдать себя", спросил: "А кто мой ближний?" И в ответ Иисус рассказал притчу: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит (человек, призванный выполнять священнические обязанности - М.Г.), быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжал, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". (Лк. 10. 30-35). И Иисус спрашивает законника: "Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам?" И законник отвечает: "Оказавший милость". Впервые круг ближних, определяемый родством, религиозной принадлежностью, составом крови, разрывается. Человек в беде, и если он даже и чужд мне, даже если он и мой враг, это побуждает меня стать ему ближним. Вселенская любовь становится конкретной, действенной: она проявляется по отношению к любому человеку, которого Бог дает встретить на своем пути.

- Получается, что это просто удобно для нас - разделять: этот человек случайный в нашей жизни, этот чужой, а этот совсем пропащий... Владыка, а люди иной веры или атеисты - они нам ближние?

- Один из святителей XIX века, говоря о различиях между религиями, сказал: "Слава Богу, что эти перегородки не доходят до небес, небо у всех общее", - хотя, конечно, это не означает размытости норм веры. Но если мы сердцем восприняли слова заповедей: "Возлюби Господа твоего...", "Возлюби ближнего своего...", мы все время будем искать возможность помочь тому, кто рядом, потому что любовь будет побуждать нас к этому. Ведь любовь не бывает в "законсервированном состоянии", истинная любовь - она живая, она требует деятельности, участия, она изливается в добро, в творчество, милосердие... И тогда ты будешь помогать человеку вне зависимости от его религиозных взглядов и убеждений.

- Но в реальной жизни часто доброжелательность, нежелание отвечать на агрессию агрессией воспринимаются как слабость. У каждого, наверное, в жизни есть опыт соседства с такими людьми. Владыка, а как по-христиански надо поступать в таких ситуациях?

- Если ты чувствуешь, что еще не можешь противопоставить натиску недоброжелательности свою любовь, то лучше всего руководствоваться принципом, сформулированным в Священном Писании: "Уклонись от зла и сотвори благо, и будешь жить вовек" (Пс. 36. 27). Так вот, уклонись. Это очень точное слово. Уклонись от разговора, если чувствуешь, что разговор разрушает тебя, уклонись от встречи, уклонись от каких-то совместных действий, в конце концов уклонись от осуждения того, кто не прав: то есть уклонись от зла - и это главный принцип. И есть еще один, изложенный в книге Притчи Соломона: "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Притч. 9. 8). То есть если ты видишь, что есть способ вразумить человека, и он воспримет все, и это удержит его от каких-то неверных поступков, то надо это сделать. Но если ты понимаешь, что все бесполезно, то, как сказано: "Не обличай безумного, потому что приобретешь врага". Проблема вынужденного соседства с людьми агрессивными - это очень серьезно. Действительно, получается так, что если ты будешь все время спускать, то этим ты будешь попустительствовать злу, агрессия будет только нарастать, и ты просто вынужден защищать себя. И тут важно ощущать меру защиты, чтобы самому не стать агрессором. Мера и форма защиты должны быть соизмеримы с заповедью о любви к ближнему. "Побеждай зло добром".

А вообще вопрос о ближнем - неудобном, агрессивном, а то и просто психически больном - это вопрос о степени терпимости. Терпимости как степени духовного совершенствования, потому что чаще всего терпимость присутствует там, где это духовное самосовершенствование есть. И наоборот, дух нетерпимости - это состояние мятущейся, греховной души; когда в другом ты обнаруживаешь грех и в ответ взрываешься. Но ведь обнаруживаешь ты его и реагируешь на него так только потому, что он, этот грех, есть и в тебе и тобою еще не побежден. И люди, достигшие каких-то высот духовного развития, обладают и удивительной мерой терпимости (то есть они отличаются тем, сколько они могут претерпеть), и необычной долготой терпимости (то есть тем, как долго они это могут претерпеть).

- Как говорят: "Бог терпел и нам велел". Но тут, наверное, важно отметить, что речь идет не о какой-то тренировке, развитии в себе такого качества, как терпение. Человек делает это из любви.

- Да. И думаю, что мы готовы ответить на вопрос: насколько можно возлюбить ближнего? Какая мера любви к ближнему возможна? В православной литературе есть такая книга - Патерик, сборник жизнеописаний святых отцов. И в ней приводится рассказ об одном духовном подвижнике, обладавшем даром изгнания бесов. И вот однажды он встретил бесноватого, который не мог даже и поститься, настолько он был поражен этим недугом - бес не оставлял несчастного. И тогда старец, движимый любовью и состраданием к болящему, просил, чтобы бес вошел в него, а ведь бес - это духовная сущность, и разрушительная. Так и случилось, подвижник принял его в себя, но, как сказано, за такую любовь к ближнему Господь освободил его от демона. То есть его любовь к ближнему, причем жертвенная любовь, была так велика, что она победила разрушительную силу зла.

- Конечно, это очень яркий пример, но что делать нам, если зло велико, агрессия так сильна, и кажется, что уже нет места любви?

- А у нас есть молитва, которую повторял распятый на кресте Иисус: "Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят!"

Книгу "Любовь долготерпит: Беседы о вере" можно купить в интернет-магазине "Эксмо" www. fiction.eksmo.ru, в сети книжных магазинов "Новый книжный" www.nk1.ru и "Читай город" www.chitai-gorod.ru, 8(800) 444-8-444 (звонок бесплатный); в сети книжных магазинов "Буквоед", www.bookvoed.ru, 8(812) 601-0-601; "Дом книги Москва", "Библио-Глобус", "Молодая Гвардия", "Дом книги Зингера", в сети книжных магазинов "Московский дом книги", "Амиталь", "Метида" и "Чакона".

Литература Религия