Кроме воздушного пути, попасть в него можно лишь по двум транспортным артериям, одна из которых - автомобильный мост через Зею. По нему каждое утро медленной гусеницей ползет в Благовещенск нескончаемый поток машин. Это народ из ближайших районов едет на работу в областной центр. Вечером "гусеница" едва продвигается из города назад.
- Я живу в пригороде Благовещенска, а работаю в городе. Каждый день начинается со стресса: успею на работу или не успею? Самое незначительное дорожное происшествие в районе автомобильного моста может привести к многочасовой пробке, - говорит амурчанка Инга Колосова.
Мост не охраняется, и ему каждый год достается от "металлистов", которые снимают и откручивают с сооружения все, что только можно унести.
Узкая дорожная лента сооружения, построенного в 1981 году, когда для подавляющего большинства горожан машина все еще оставалась роскошью, перегружена. Проектная суточная пропускная способность речного старожила - от двух до шести тысяч автомобилей (в зависимости от времени года). Сегодня же в пик дачного сезона через него проезжают до 12 тысяч машин. Кроме того, добавилась и тяжелая большегрузная техника, на которую при возведении моста не рассчитывали.
- В 2005 году проект нового мостового перехода уже входил в федеральную программу "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья", в рамках нее мы должны были строить мост через Зею. Но у нас не было 400 миллионов на софинасирование проекта, и мы из этой программы "вылетели", - признается Сергей Садовников, министр транспорта Приамурья.
В масштабе цен того времени ориентировочная стоимость строительства моста составляла порядка восьми миллиардов рублей. Чтобы включить проект в федеральную программу развития Амурской области, за счет средств субъекта нужно было составить всю проектно-сметную документацию и провести изыскательские работы на месте предстоящего строительства. Сегодня мнения по этому поводу разделились: одни считают, что тогда в бюджете действительно недоставало средств, другие утверждают, что управленцам не хватило государственной воли.
Нынешние власти региона к строительству моста подошли во всеоружии.
- Сегодня проект внесен в федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года, есть поручения президента России и председателя правительства, - говорит губернатор Амурской области Олег Кожемяко.
Более тщательно пересчитаны затраты на проведение проектно-изыскательских работ, теперь их цена определена в 213 миллионов рублей вместо 400, которые должны были потратить восемь лет назад.
До конца апреля состоится конкурс на проведение этих работ, и победитель приступит к реализации долгожданного проекта.
В амурском минтрансе убеждены - мост нужно строить вантовый, чтобы не мешал судоходству и не создавал препятствий при ледоставе и ледоходе. Объекты с опорами, по мнению региональных экспертов, - это вчерашний день.
Расчетная стоимость предстоящего строительства - 15,5 миллиарда рублей. Специалисты оценивают в эту сумму вариант металлического вантового четырехполосного моста с автомобильной дорогой второй категории.
Кроме решения проблемы транспортной доступности, новый мостовой переход даст порядка ста рабочих мест - на предприятии, которое будет обслуживать сооружение.
- Примерно тридцать процентов стоимости строительства останется в регионе в виде налогов. Это тоже очень важно, - говорит Сергей Садовников.
Сейчас в Приамурье проходит общественная экспертиза проекта. Противников у нового моста нет, мнения расходятся только относительно места его расположения. Кстати, еще одно условие, которое предстоит учесть: берега необходимо соединить там, где количество объектов частной собственности минимально.