18.04.2013 07:50
Экономика

"РГ" выяснила, как в ДФО будут возрождать судостроение

На Востоке России ищут нестандартные пути возрождения судостроения
Текст:  Татьяна Александрова Ирина Дробышева Ирина Литвак Владимир Таюрский
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6060)
С 2013 года в России действует госпрограмма поддержки судостроения, рассчитанная на 17 лет. Согласно ей отрасль должна развиваться в рамках трех кластеров - северо-западного, южного и дальневосточного. Что, где и для кого сегодня строят на Дальнем Востоке, узнавали корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Запустят суперверфь

В 2012 году было задействовано большинство производственных мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий Приморского края. Здесь ремонтировали военные корабли и гражданские суда, закладывали новые.

В январе успешно прошла испытания и передана Индии АПЛ "Нерпа", в строительстве и сдаче которой участвовали Амурский судостроительный завод (Хабаровский край) и его достроечная база "Восток", а также завод "Звезда" в Большом Камне. На заводе морских конструкций построено ледо-стойкое основание гравитационного типа морской буровой платформы для освоения сахалинского шельфового месторождения Аркутун-Даги. "Восточная верфь" сдала заказчикам гидрографическое судно "Виктор Фалеев", два скоростных пассажирских катамарана и несколько кораблей и морских гидротехнических сооружений.

- В этом году на "Звезде" завершится строительство двух нефтемусоросборщиков и двух танкеров ледового класса водоизмещением свыше пяти тысяч тонн, причем последние строятся в кооперации с Находкинским СРЗ. А "Восточная верфь" сдаст иностранному заказчику плавучий док и ряд других гидротехнических сооружений, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края Александр Апанасенко.

В Якутии намерены сделать ставку на принципиально новый вид транспорта - экранопланы

Несмотря на это, нерешенные проблемы остаются. Из главных - острый дефицит кадров для судостроительной и судоремонтной отрасли. Мешает качеству выполняемых работ большой износ и дефицит судоподъемных (судоспускных) механизмов, доков, слипов, плавпирсов и других гидротехнических сооружений.

Увеличить инфографику

Одно из самых ожидаемых в 2013-м событий - сдача первой очереди судостроительного комплекса в Большом Камне - запланировано на четвертый квартал. Сейчас завершается монтаж высокоавтоматизированной линии по резке судового металла, что позволит строить суда небольшого водоизмещения. На втором этапе будут выпускать суда типа "афрамакс", а в рамках третьей очереди, когда появится крупнейший в России сухой док (485 на 114 метров), - супертанкеры и оффшорные конструкции любого водоизмещения. Полностью верфь будет готова к 2018 году. Тогда на Дальнем Востоке начнут производить морские суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, нефте- и газовозы, элементы морских платформ и другие виды морской техники - все то, что наши компании сейчас заказывают за границей.

Кстати, еще пару лет назад, говоря о "Звезде", обязательно упоминали и "Восток-Раффлс" - второй крупный проект в области судостроения в Приморском крае. Решение о создании совместного с сингапурской компанией предприятия было принято в 2009 году. На современнейшей верфи планировалось впервые в истории новой России строить морские платформы целиком. Были подписаны протоколы о намерениях с потенциальными заказчиками, готовыми заключать контракты на миллиарды долларов. К сожалению, реализация проекта оказалась под вопросом, хотя изначально верфь предполагалось ввести в эксплуатацию к 2013 году. Российская сторона не смогла обеспечить финансирование - поэтому не был сделан даже окончательный проект верфи. Впрочем, эксперты надеются, что идея отложена, но не похоронена окончательно, и "Восток-Раффлс" все-таки будет построена.

Малые формы

Благовещенский судостроительный завод - один из старейших на Дальнем Востоке. Это единственное предприятие, выпускающее малые рыболовецкие сейнеры для предприятий Камчатки и Сахалина. Всего с 2011 года их здесь произвели 16.

- Это положительно повлияло на налоговую сферу региона, создание рабочих мест и другие важные экономические показатели, - говорит министр экономического развития региона Марина Дедюшко. - Рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока должны быть заинтересованы в том, чтобы строить новые и ремонтировать старые суда на отечественных верфях.

Увеличить инфографику

Кстати, по данным правительства области, Благовещенский судостроительный завод уже вошел в авиа- и судостроительный кластер, создаваемый в ДФО. Но будет ли оказана ему поддержка в рамках госпрограммы развития судостроения, пока неизвестно. Сейчас только начали разрабатывать программные мероприятия. У завода есть заказы на два года вперед, в этом ему помогает правительство области. Но существует и проблема, решить которую невозможно. Дело в том, что в связи с обмелением Амура доставлять до моря возможно лишь нетяжелые суда, а значит, завод может занять только определенную нишу.

В Хабаровском крае сегодня строят восемь судов. Это небольшая загрузка, признают в министерстве, мощности предприятий использованы в среднем на 20 процентов.

По договорам с "Дальневосточным центром судостроения и судоремонта" на заводах в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре сооружают многофункциональное аварийно-спасательное судно, два судна снабжения и два азимутальных буксира. В ближайшей перспективе, пояснил и.о. заместителя начальника отдела промышленности и внедрения научно-технических программ министерства промышленности и транспорта края Алексей Абросимов, поступит еще один заказ, в рамках которого "Хабаровский судостроительный" будет строить два буксира. Кроме этого, в рамках краевой программы развития транспортной системы в 2011 году были заложены скоростное пассажирское судно на 100 мест и два пассажирских судна на воздушной подушке на 30 и 50 посадочных мест. В 2013 году под программу "Развитие транспортной системы Хабаровского края" выделены 114,4 миллиона рублей. На эти деньги планируется построить еще шесть пассажирских судов для речников.

База для ОЭЗ

В Якутии все задачи по судостроению связаны с необходимостью за короткую навигацию завезти грузы на север региона и обеспечить пассажирские перевозки по рекам. Флот устарел, давно не обновлялся, а пассажирские скоростные суда и менять не на что - привычные "Ракеты" и "Метеоры" уже не выпускают.

Правительство республики намерено сделать ставку на принципиально новый вид транспорта - экранопланы (суда на динамической воздушной подушке). По его заявке уже построена, испытана и подготовлена к серийному производству высокоскоростная амфибия "Буревестник-24". Наладить сборку экранопланов планируется на территории Якутии. Программа поддержана министерством транспорта России.

База для этого есть. В расположенном близ Якутска поселке Жатай с 60-х годов прошлого века строили пароходы, теплоходы и баржи. Жатайский завод и сейчас называется судоремонтно-судостроительным, хотя в последние годы основное внимание здесь уделяется ремонту имеющихся плавсредств. Заниматься судостроением пока не на что. Ведь и само предприятие, и головная компания, в состав которой оно входит, смогли удержаться на плаву только благодаря крупному кредиту, полученному под гарантии правительства республики.

Как считают местные власти, наладить судостроение можно, создав на базе жатайского завода особую экономическую зону.

- В настоящее время министерство экономики и промышленной политики Якутии совместно с Ленским объединенным речным пароходством готовит пакет документов для создания судоремонтно-судостроительной ОЭЗ, - отмечает заместитель министра Евгений Чекин. - Заявка будет подана в минэкономразвития РФ до конца апреля текущего года.

По его словам, создание ОЭЗ рассматривается на максимальный период - 49 лет. Стоимость проекта составит свыше четырех миллиардов рублей.

Водный транспорт Приморский край Амурская область Хабаровский край Якутия Дальний Восток