Сергей Семенович! Москва все больше становится не только городом для машин, но и для людей. Уже появился первый полноценный пешеходный маршрут, отправившись по которому можно прогуляться по Столешникову и Камергерскому переулкам, улицам Кузнецкий Мост и Рождественка. Что дальше? Куда еще можно будет отправиться пешком грядущим летом? Что интересного ждет москвичей и гостей столицы?
Сергей Собянин: К сожалению, в последние годы в нашем городе мало уделялось внимания развитию общественных пространств. Скверам, паркам, дворам, пешеходным улицам, тротуарам... Словом, местам, где люди ходят, общаются друг с другом. Сейчас правительство Москвы считает эту работу одним из своих приоритетов. И мы ее будем наращивать. В частности, в этом году стоит задача обустроить около 19 пешеходных улиц общей протяженностью около 25 километров. Причем не обязательно все они должны быть улицами без автомобильного движения. Ведь где-то для того, чтобы можно было нормально гулять и передвигаться, достаточно расширить тротуары, а где-то убрать лишнюю рекламу, посадить деревья и цветы, оборудовать пространство для комфорта малыми формами. Один из маршрутов, например, пройдет от станции метро "Новокузнецкая" по улице Пятницкой, Климентовскому переулку, Ордынскому тупику и Лаврушинскому переулку и далее по Кадашевской набережной до Болотной набережной - здесь даже транспорта не будет, а остановки общественного транспорта сдвинут в сторону, чтобы ходить было удобнее. Готов и проект обустройства пешеходной зоны по улице Никольская. Параллельно с этим будет благоустроено и озеленено 19 га территории, обустроено порядка 20 мест массового скопления людей - выходы из метро, пересечения транспортных коммуникаций и другие. Конечная цель - за несколько лет максимально благоустроить центр города.
Этим занимается НИиПИ Генплана Москвы?
Сергей Собянин: Нет. Проектируют проектные мастерские. А возглавляет работу специально созданный совет при мэре города по развитию общественных пространств, в состав которого вошли все те, кто неравнодушно и профессионально занимается этой сферой, многое знают и могут помочь нам. Руководители проектных институтов, архитекторы, учредители различных общественных фондов, представители городских сайтов. Они внимательно отслеживают в том числе и мировой опыт в развитии общественного пространства города.
В развитие темы у нас есть видеовопрос, связанный с центральной улицей столицы - Тверской. Посмотрите, там уже два десятка лет нет ни деревца, ни скамейки, где можно посидеть, отдохнуть в жару. Департамент природопользования пообещал в этом году озеленить эту магистраль. Появятся ли здесь и какие-то элементы благоустройства?
Сергей Собянин: В порядке эксперимента весной мы высадим несколько деревьев непосредственно в грунт в районе Пушкинской площади. На остальном же протяжении - до Манежной площади, решили установить зелень в специальных контейнерах, чтобы к зиме заменить лиственные породы на хвойные. Ну а по соседству с ними, конечно же, будут и цветники, и малые формы, несколько лавочек поставим. Посмотрим, как это будет работать. Дело в том, что на Тверской очень много людей. Есть опасность, что обилие разных форм будет мешать пешеходам. Поэтому постараемся сделать все максимально аккуратно, чтобы и деревья не загубить - к проезжей части их не отодвинешь, сложная экологическая ситуация, и москвичам лишних неудобств не доставить. Надеюсь, что все приживется и будет красиво.
С приходом весны на столичных дорогах обнаружились все ямы и колдобины, образовавшиеся за зиму. А ведь в прошлом году большая часть трасс были отремонтированы. И подрядчики, которые их приводили в порядок, по новым правилам должны отвечать за их состояние в течение трех лет. С тех, кто не выдержал проверку временем, сейчас спросят?
Сергей Собянин: К сожалению, дороги у нас ремонтируются не сразу по всей длине. Те, которые были отремонтированы в 2011 и 2012 годах, в большинстве своем во вполне приличном состоянии. Ям же этой весной было в 10 раз меньше, чем два года тому назад после зимы. Но есть и брак, вы правы, он составляет от 3 до 10%. Он действительно будет полностью устранен за счет подрядчиков, так как эти дороги находятся на гарантийном обслуживании.
В этом году мы закончим первый цикл ремонта всех дорог Москвы процентов на 95. Таким образом, к следующей весне ям будет еще меньше. А в последующие годы перейдем от ремонта небольших участков трасс на полный ремонт всех дорог. То есть если выходим на магистраль, то она должна быть отремонтирована от начала до конца, а не кусками. Это лучше всего способствует качеству.
Есть еще одна проблема, связанная с 94-ФЗ. В соответствии с ним мы обязаны нанимать фирмы на ремонт дорог в ходе аукционов. На них часто выходят фирмы, которые не имеют за душой ни материальной базы, ни техники, ни ресурсов. По сути дела, дальше они работают как посредники. Поэтому предъявлять претензии к ним сложно, так как многие являются однодневками. С этого года мы изменим порядок проведения аукционов, Федеральный закон теперь позволяет нам проводить конкурсы, что мы и будем делать. Это даст возможность укрупнять лоты, превращая их в серьезные городские заказы, которые позволят фирмам, получившим их, закупать необходимую технику и даже обзаводиться собственными заводами. Что также скажется на улучшении качества дорог в Москве.
А теперь к экономике. С 1 июля в этом году ожидается повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Вы обещали, что оно будет одним из самых низких - всего на 9,7%, что значительно ниже, чем в среднем по России. За счет чего же удастся сдержать рост тарифов? Не получится, что в следующем году москвичам придется платить за коммуналку вдвойне?
Сергей Собянин: Позвольте уточнить. Если посчитать предстоящее реальное повышение за целый год, то есть с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, то оно не превысит даже 6%. В том, чтобы оно было как можно ниже, заинтересованы своим кошельком не только москвичи, но и бюджет города. Ведь чем выше тарифы, тем больше расходы города на субсидии и дотации тем, кому они оказываются не под силу.
Вы спрашиваете, за счет чего удается сдержать тарифы? Дело в том, что мы изначально объявили всем энергетическим компаниям, что все их затраты - на заработную плату, трубы и другие материальные ресурсы - могут быть выше лишь на уровень инфляции. Единственное, на что мы не можем влиять, это цены на газ и электроэнергию, которая покупается на рынке и тариф которой устанавливается федеральной энергетической комиссией. Так что все, что было можно отжать по затратам наших организаций, формирующимся непосредственно в Москве, мы отжали. В результате сложился достаточно благоприятный тренд. И если не будет серьезного повышения энергоресурсов, которые производятся не в Москве, мы постараемся этот тренд сохранить и в дальнейшем.
Полный текст "Делового завтрака" с Сергеем Собяниным читайте в одном из ближайших номеров "РГ".