23.04.2013 00:10
Культура

На экраны вышла новая французская комедия с Венсаном Пересом

На экранах - новая, но хорошо знакомая французская комедия
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №88 (6064)
За неказистым названием "(Не)жданный принц" спряталась, в общем, довольно милая, хоть и старая, как мир, киноистория о том, как преображает человека любовь.
Читать на сайте RG.RU

В кино таким историям несть числа, и каждый раз они исправно привлекают многочисленных любителей утешительных сказок для взрослых, где все непременно кончается очень хорошо.

Обозначенный в афише жанр романтической комедии обещает одну из тех комедий, где не столько хохочешь, сколько умиленно улыбаешься. Для наглядности в таких комедиях преувеличено всё: взрывная нервозность персонажей, их финальная умиротворенность и быстрота, с которой человек сдирает с себя один характер, чтобы тут же напялить другой - перековаться. Я не просчеты авторов сейчас отмечаю, а ровно наоборот: их завидное умение ладить со зрителем. И если новый фильм Филиппа Леллуша напоминает лучшие образцы непритязательной, но неотразимой американской комедии Фрэнка Капры или Билли Уайлдера, снятые еще в середине прошлого века, то именно точным знанием зрительской психологии: вопреки высоколобым теориям киноведов, люди упорно хотят, чтобы сюжет в кино двигался от негатива к всепобеждающему позитиву. И финал они знают заранее: так еще интереснее, потому что тогда это сюжет свершающейся справедливости. Идеальный рецепт массового кино.

"(Не)жданный принц" - пример нормального мейнстрима, ни на что более не претендующего. Успех здесь целиком зависит от актеров - они должны быть обаятельны, умны и убедительны даже в неправдоподобном. Дуэт Венсана Переса с Ваиной Джоканте - это шекспировская история "укрощения строптивого": с помощью простейших уроков жизни герою открывают истинную меру ценностей. Жан-Марк - что называется, успешный менеджер некоей преуспевающей фирмы, он целиком заточен на карьеру, и никакие телячьи нежности нормального бытия его не интересуют. Он давно расстался с женой и невнимателен к дочке, груб с секретаршей и легко переступает через человеческие судьбы, одним махом их ломая во имя интересов дела. Его мир - жесткий мир бизнеса, его метод - танковым штурмом идти к успеху напролом.

Но стечение обстоятельств - некстати свалившаяся свадьба дочки плюс всеобщая забастовочная неразбериха - против воли втянут его в живую толпу, где люди, оказывается, все еще смеются, время от времени поют, иногда танцуют, подчас рыдают, вечно сражаются за свои права и помнят о таком звере, как достоинство. Он вдруг остановится, оглянется и поймет, что живет не так, что настоящее проходит мимо. Душа его страданиями человечества уязвлена станет. И это будет так красиво, чувственно и справедливо, что в приливе умиления мы не заметим, как странно, как волюнтаристски все это спутано в один клубок. И сколько удивительных, невероятных совпадений движут этим сюжетом.

Ведь надо же так случиться, что именно девушка его мечты, случайно встреченная им на дороге, окажется той самой фурией-мстительницей, которая на самом старте фильма приедет из своей тьмутаракани в Париж, чтобы набить ему морду. И что именно ее отец окажется тем самым деловым партнером, которого герой предал. И что мир, волею сценаристов, оказывается так тесен, что уж и не верится.

Но зрелище человека, который задумался о смысле своей жизни, всегда отрадно. И финальный поцелуй всегда ласкает душу. А если две нашедшие друг друга души предстают в воплощении таких замечательных актеров - это просто, как было сказано Гоголем, майский день, именины сердца.

Эти французские актеры умеют то, чего категорически не могут российские: они умеют играть любовь. Во всех ее переливах, от робкой надежды до обмена флюидами - того, что в американском кино называют "химией". И режиссер умеет вовремя остановиться, чтобы не разрушить грубым натурализмом атмосферу, чтобы романтику не спутать с сексшопом. И сексуальности в одном магнетическом взгляде Переса - Джоканте, оказывается, несравненно больше, чем в эротической буре и любовном натиске, какие привычны новорусскому кино. Вот эта хрупкая романтическая симфония и составляет главное очарование картины "(Не)жданный принц".

Попутно нам предлагают еще раз посмотреть на себя со стороны. Герой Переса предает своего французского партнера с некими русскими бизнесменами, которые напористо ведут дело и гуляют так широко и заразительно, что даже отрегулированная душа Жан-Марка дает сбой. И тогда деловой человек, проснувшись утром, с изумлением обнаруживает на соседней подушке сразу двух совершенно незнакомых и не относящихся к делу девиц.

Впрочем, и эту сцену мы уже видели в каком-то другом фильме.

Мировое кино